Защитные механизмы топливного рынка в регионах ДФО сегодня неэффективны — экономисты

Кризис на топливном рынке, разгоревшийся в середине января в Хабаровском крае, а позже и в ряде соседних субъектов показал, что в стране, причем на федеральном уровне, неэффективно работают защитные м.. … Подробнее >Защитные механизмы топливного рынка в регионах ДФО сегодня неэффективны — экономисты

Кризис на топливном рынке, разгоревшийся в середине января в Хабаровском крае, а позже и в ряде соседних субъектов показал, что в стране, причем на федеральном уровне, неэффективно работают защитные механизмы этой сферы экономики. Сбой поставок лишь на одной нефтяной компании на Дальнем Востоке повлек дефицит автомобильного бензина на территории всего региона и рост цен на него. В беседе с корр. ИА AmurMedia известные в регионе экономисты рассказали почему подобная ситуация недопустима, тем более в зимнее время, и высказали несколько предположений о том, что могло явиться причиной произошедшего.

2349041.pngКилометровые очереди на АЗС и пробки на дорогах: как Хабаровск переживает дефицит бензина

Сейчас очереди на АЗС краевого центра растягиваются на многие километры, неразбериха на автозаправках зачастую приводит к ссорам и даже к дракам. Водители получают недостоверную информацию о ситуации на топливном рынке из сомнительных источников, а нефтетрейдеры не представляют сколько осталось наиболее востребованного бензина у поставщиков, а также производителей и сколько он стоит.

По словам экономистов, топливный бизнес в стране и в Хабаровском крае, в частности, уже давно устоялся и строго контролируется центральным аппаратом федеральной власти. Всего два крупных нефтепроизводства обеспечивают потребности перевозчиков и рядовых автолюбителей на Дальнем Востоке. Это значит, что существуют механизмы их защиты, которые не допустили бы нынешний коллапс в регионе.

Как подчеркивают эксперты, на этом фоне подозрительно сильными оказались последствия упомянутой "накладки" на Хабаровском НПЗ. По идее в крае должны быть достаточные запасы ходового топлива причем на несколько месяцев вперед. Если нет, то необходимо было запустить его оперативную доставку из соседних регионов. При этом нужно на федеральном уровне упростить оформление договоров купли-продажи этого продукта и включить прочие рычаги регулирования подобных кризисов.

Своим видением проблемы с редакцией агентства поделился академик, научный руководитель Института экономических исследований ДВО Павел Минакир.

По его мнению, чтобы не допустить рост социального напряжения властям всех уровней да и самим поставщикам топлива нужно не держать население в неведении. Во-первых, на автомобильных заправках необходимо было разместить объявления от том, почему нет бензина, сколько его осталось в регионе и когда он снова появится в прежнем объеме и по какой цене. Во-вторых, сами власти должны были организовать автоматизированную систему рассылки СМС о текущей ситуации, как это делают спасатели во время неблагоприятного прогноза погоды. Помимо этого информацию, о которой идет речь, должны давать официальные сайты правительства края и страны. Всего этого сделано не было, и Дальний Восток имеет то что имеет.

Собеседник агентства отдельно отметил, что сейчас механизмы защиты или не эффективны, или чья-то невидимая рука могла отключить их нарочно.

— Может быть, мы имеем дело с очередным искусственным кризисом, когда все говорят о приоритетах внутреннего рынка, а на деле основная работа нефтепроизводства ведется на экспорт. Это делается когда власть планируют плавно поднять цены и не вызвать при этом недовольство населения. Если существует лимит на топливо внутри страны, значит, что акулы бизнеса будут рвать его на части, как только он попадет на рынок. Из-за этого неминуем рост цен на бензин и увеличение рисков на его дефицит, — поделился академик.

В то же время Павел Минакир подчеркнул, что сейчас, не имея на руках всех возможных данных нельзя делать однозначные выводы. Так, в ходе рассуждений, эксперт заявил, что нельзя исключать из задачи и куда более прозаичных причин случившегося. Экономист заявил, что даже с учетом вышесказанного, и при самом пессимистичном раскладе, топливный кризис вряд ли кто-то рискнул бы устраивать в пик холодов в регионе с суровым климатом.

В то же время, не менее вероятен вариант того, что коллапс на заправках мог произойти из-за элементарного разгильдяйства, власть имущие на федеральном уровне заигрались на своей топливной бирже, которая работает с громоздкими финансовыми операциями, аукционной системой торгов и прочей волокитой.

— Поэтому топливный кризис не удается оперативно победить до сих пор. Трудно представить к каким катастрофам все это может повлечь если продлится потеря контроля за ситуацией во время зимы, — подметил экономист.

Возможно выход из проблемы обеспечат поставщики из других регионов под ручным управлением уже регионального правительства, которому попросту необходимо решить данную проблему. Так считает председатель ученого совета Дальневосточной народной академии наук, экономист Вадим Заусаев. По его словам, нынешний кризис возник из-за эффекта "Голландской болезни", которой Россия страдает десятилетиями.

(Для ясности, речь идет о феномене, когда добыча полезных ископаемых приводит к их глобальному экспорту за рубеж, при постепенном снижении поставок внутрь страны. При длительном использовании этой модели экономики на собственном рынке возникает неминуемый кризис).

Мы с нулевых годов наблюдаем последствия "Голландской болезни" у нас в стране. Сначала закрывались предприятия, потом мы увлеклись необдуманной продажей ресурсов за рубеж и к чему это привело? Ответ — к масштабному топливному кризису.

— Бесспорно за все это в ответе государство, сейчас я уверен, что в региональном правительстве кипит бурная деятельность, чтобы выкарабкаться из сложнейшей ситуации в крае. Я считаю, что необходимо привлечь запасы топлива не только из соседних, но и дальних поставщиков. И сделать это необходимо как можно скорее, ведь цистерны до нас дойдут в течение 5-6 дней. Пусть это ударит по бюджету, пусть цены на заправках будут чуть выше, за то мы решим проблему с дефицитом топлива, — заявил Вадим Заусаев.

Под занавес беседы экономист подчеркнул, что федеральное правительство должно с достоинством и наименьшими затратами покончить с топливным кризисом, сделать работу над ошибками, чтобы впредь не допустить подобной истории.

Напомним, 4 февраля 2020 года в 14.15 состоится пройдет очередная тема Делового клуба AmurMedia на тему "Топливная безопасность Хабаровского края, или чем для региона обернётся паника на АЗС?"

К обсуждению приглашены:

• Заусаев Вадим Константинович, председатель ученого совета Дальневосточной народной академии наук, доктор экономических наук, профессор;
• Литвинчук Анатолий Алексеевич, заместитель председателя правительства Хабаровского края по топливно-энергетическому комплексу и ЖКХ;
• Норин Владимир Григорьевич, кандидат экономических наук, доцент Хабаровского государственного университета экономики и права;
• Садков Александр Викторович, председатель Дальневосточной ассоциации перевозчиков такси.

Модератор — главный редактор ИА AmurMedia, кандидат социологических наук Евгений Никитенко.

Трансляция видеоконференции — в свободном доступе в аккаунте ИА AmurMedia социальной сети YouTube. Вопросы и реплики можно отправить организаторам проекта заранее или в ходе трансляции. Комментирование в социальных сетях открыто.Видеозапись прошедших онлайн-мероприятий проекта "Деловой клуб AmurMedia" и текстовые публикации можно найти, перейдя по ссылке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *