Южнокорейские миллиарды, первый краболов, Хабаровск обскакал Владивосток — бизнес-обзор

Третья неделя декабря была богата на позитивные новости от Республики Корея. Так, тамошние корабелы предлагают наладить в Приморье крупноузловую сборку рыболовецких траулеров. Совет директоров «Аэрофл.. … Подробнее >Южнокорейские миллиарды, первый краболов, Хабаровск обскакал Владивосток — бизнес-обзор

Третья неделя декабря была богата на позитивные новости от Республики Корея. Так, тамошние корабелы предлагают наладить в Приморье крупноузловую сборку рыболовецких траулеров. Совет директоров "Аэрофлота" дал "добро" на продажу 51% акций АО "Авиакомпания "Аврора" "Корпорации развития Сахалинской области" (КРСО) за один рубль. Теперь властям Сахалина придется выводить авиакомпанию на новый уровень собственными силами. Об этих и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.

Корея бросилась осваивать Приморье, главное — не обжечься

На фоне отсутствия новостей о новых инвестпроектах со стороны Китая и Японии весьма позитивно выглядит Республика Корея, готовящая новые площадки для развития своего бизнеса в Приморье. При этом следует помнить, что у корейского бизнеса уже был негативный опыт инвестиций в Приморье.

На минувшей неделе стало известно, что Корейская земельная и жилищная корпорация (Korea Land and Housing Corporation, LHС) вышла на финальный этап подготовки проекта создания в территории "Надеждинская" Индустриального парка, резидентами которого могут стать порядка 30 корейских компаний, в том числе производители автокомпонентов. Инвестиции LHC в создание парка могут составить до 13,5 млрд рублей, планируется создание до 12 тысяч рабочих мест.

Генеральный консул Республики Корея во Владивостоке О Сунг Хван

Генеральный консул Республики Корея во Владивостоке О Сунг Хван. Фото: предоставлено генконсульством Республики Корея во Владивостоке

Хочется верить, что Индустриальный парк не повторит судьбу проекта корейской корпорации Hyundai Heavy Industries (г. Ульсан), которая планировала наладить в Приморье сборку ячеек КРУЭ (основная часть электрического оборудования, которая используется на подстанциях).

Строительство завода "Хендэ Электросистемы" под Артемом началось в августе 2011 года, тогда же был подписан долгосрочный договор на поставку электротехнической продукции с локализацией производства в РФ между "ФСК ЕЭС" и Hyundai Heavy Industries. Озвучивалось, что производственная мощность предприятия в 2013-2014 годах составит 250 ячеек КРУЭ в год. Корейцы свою задачу выполнили оперативно, но завод так и не начал работу, оставшись без заказа от российских энергетиков, в частности, из-за невыгодного для локализации таможенного режима. В августе 2017 года корейцы вышли из проекта, продав завод АО "Южморрыбфлот" Александра Ефремова, который перенес на его площадку офис группы "Доброфлот".

Как и ожидалось, российские верфи не смогут выдержать заявленные сроки строительства судов рыбопромыслового флота по программе инвестквот. При этом сроки сдачи краболовов, строящихся в Приморье, пока не сдвигаются.

О возможном сдвиге сроков строительства судов по некоторым контрактам заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков.

"По всей программе оцениваем корректировку сроков примерно на год — не 2024 год, а 2025-й. Причины понятны. Когда программу только запустили, еще не было наработанной практики строительства рыбопромысловых судов в России, верфям и рыбакам приходилось тратить больше времени на согласование проектов, в том числе с морским регистром. Конечно, на старте не хватало компетенций некоторым верфям, поскольку объекты — это современные высокотехнологичные суда, по сути, плавучие рыбоперерабатывающие фабрики. По сложности оборудования, по внутренней комплектации они почти не уступают военным кораблям. И третья причина подвижек по срокам, конечно, это COVID-19, проблемы с рабочей силой, с привлечением иностранных специалистов для монтажа", — сказал Шестаков в интервью "Коммерсанту".

Тем временем, на прошлой неделе во Владивостоке на воду был спущен первый краболов дальневосточной постройки. АО "Восточная верфь" строит серию из пяти краболовов в рамках государственной программы "квоты в обмен на инвестиции". При этом ранее сообщалось, что верфь планировала спустить первое судно на воду в ноябре.

Судно-краболов "Охотск"

Судно-краболов "Охотск". Фото: ИА PrimaMedia

Передачу готового судна "Охотск" заказчику, группе компаний "Сигма Марин Технолоджи", "Восточная верфь" планирует на сентябрь 2021 года, на промысел судно может выйти не позднее осени 2021 года.

По два краболова строятся для ООО "Север" и ООО "Дальневосточное побережье" (оба входят в группу "Сигма Марин Технолоджи"), один — для ООО "Восход", резидента Свободного порта Владивосток. В 2021 и 2022 годах планируется передать заказчику по одному краболову, два — в 2023 году, еще один — в 2024 году.

"Восточная верфь" уже заявила, что в 2021 году планирует подписать контракт на строительство трех-судов ярусоловов на основе успешно освоенного предприятием краболовного судна.

FESCO укрепилась в ВМТП

Новый совет директоров ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, входит в транспортную группу FESCO), сформированный на годовом собрании 1 декабря, определился с председателем — как и следовало ожидать, им стал президент FESCO Аркадий Коростелев.

Предыдущий состав наблюдательного совета ВМТП возглавлял теперь уже бывший вице-президент FESCO Максим Сахаров.

Акционеры ВМТП на годовом собрании сменили 6 из 7 членов совета директоров. Место в совете сохранил за собой только вице-президент FESCO Илья Родионов. Вместо бывшего президента FESCO Александра Исурина, бывших вице-президентов FESCO Максима Сахарова и Константина Тетерина, экс-гендиректора ВМТП и вице-президента FESCO по портовому дивизиону Заирбека Юсупова, вице-президента FESCO по железнодорожному дивизиону Айдемира Усахова и начальника управления корпоративно-правовых отношений ПАО "ДВМП" Марии Красильниковой в совет директоров вошли Аркадий Коростелев, вице-президент ПАО "ДВМП" по внешним связям Екатерина Гришковец, советники президента ПАО "ДВМП" Александр Мельников и Вячеслав Плотский, топ-менеджеры ООО "УК "ДаВинчи" Юлия Васильева и Елена Гейзе.

"Владивостокский морской торговый порт"

"Владивостокский морской торговый порт". Фото: ВМТП

Согласно списку аффилированных лиц ПАО "ВМТП", 65,8275% его акций владеет ООО "М-Порт" (Москва), которое, в свою очередь, на 50% принадлежит ПАО "Дальневосточное морское пароходство". Еще 28,458% принадлежат ООО "Национальная контейнерная компания" (Москва), единственным владельцем которого является ДВМП.

Отметим, что ПАО "ВМТП" в январе-сентябре 2020 года увеличило чистую прибыль на 10,7% по сравнению с показателем аналогичного периода 2019 года — до 5,145 млрд рублей. Как сообщается в бухгалтерской отчетности стивидора, выручка выросла на 3,2% и составила 10,32 млрд рублей.

Рабсила осталась за кордоном

Бизнес Приморья продолжает оставаться зависимым от иностранной рабочей силы, в пандемию это сказалось на экономике предприятий, в том числе у верфи "Звезда".

"Понятно, что это (коронавирус — прим. ред.) не может не сказаться на экономике крупных предприятий. Крупный завод "Звезда" (. . .), он зависим от иностранной рабочей силы. Конечно, это сказывается на экономике. Так же и другие предприятия. К сожалению, мы оказались зависимы от иностранной рабочей силы", — сказала первый вице-губернатор региона — председатель краевого правительства Вера Щербина.

Проблемы с иностранной рабочей силой помешали сдать в этом году главные долгострои Владивостока — 5-звездочные отели на Корабельной набережной и мысе Бурном, первоначально строившиеся под брендом Hyatt. Для завершения работ необходимо было завезти в столицу ДФО порядка 500 рабочих из Китая, что по факту оказалось невозможным из-за пандемии.

Один из главных долгостроев Владивостока

Один из главных долгостроев Владивостока. Фото: ИА PrimaMedia

"Русагро" не хочет перебираться с Кипра на остров Русский

Группа "Русагро", реализующая масштабный свиноводческий проект в Приморье с расчетом выхода на рынок Китая, не хочет менять юрисдикцию своей головной структуры, зарегистрированной на Кипре, несмотря на пересмотр налоговых соглашений РФ. При этом на острове Русский в настоящее время действует режим специального административного района (САР), в котором зарегистрированы всего две компании. Перелет "Русагро" с Кипра во Владивосток стал бы понятным сигналом бизнесу и принес бы дополнительные дивиденды бюджету Приморья.

"Русагро" является крупным производителем сахара, свинины, майонеза, масла и маргарина. Группа объединяет более 35 сельхозпредприятий, 9 сахарных заводов, маслоэкстракционный завод и жировой комбинат. Основным владельцем компании является семья Вадима Мошковича (71,9%), гендиректору Максиму Басову принадлежит 7,3% акций. Головная структура группы — Ros Agro — зарегистрирована на Кипре.

В марте этого года президент Владимир Путин поставил задачу на пересмотр налоговых соглашений, с тем чтобы доходы, уходящие за рубеж в виде процентов и дивидендов, облагались по тем же ставкам, что и внутри страны, то есть 15%. Юрисдикциям, которые не пойдут на пересмотр, был обещан односторонний выход из соглашений. Протокол о внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения 8 сентября был подписан с Кипром, 1 октября — с 1 октября. Ратификация протоколов должна состояться до конца текущего года, чтобы их положения начали применяться с 1 января 2021 года.

"Пока мы считаем на основании документа, подписанного Минфином Кипра и Минфином России, у нас дивидендная ставка — уникально низкая, 5%, таких компаний всего несколько. К сожалению, сейчас давление растет на весь бизнес в России, и мы уже слышим заявления от налоговой службы, что это все не так, но мы уверены, на основании подписанного соглашения — это так. И если нужно, я думаю, мы сможем это обосновать в суде. Но если это так, то, конечно, мы не планируем уходить с Кипра, существующая налоговая система для нас выгодная, и мы, конечно, будем продолжать там работать", — сообщил гендиректор "Русагро" Максим Басов в ходе онлайн-конференции.

"Почта России" выбрала Хабаровск, а не Владивосток

АО "Почта России" следующей весной рассчитывает ввести в эксплуатацию логистический почтовый центр в Хабаровске стоимостью около 2,6 млрд рублей. Он станет дальневосточным хабом, через который отправления будут распределяться по всей России. Хабаровский ЛПЦ войдет в семерку самых крупных в России.

К 2025 году "Почта России" рассчитывает вывести центр на производственную мощность по количеству отправлений — свыше 150 млн в год. При этом логоцентр сможет обрабатывать более 76 тысяч тонн корреспонденции в год.

Необходимость в логоцентре возникла из-за роста объема отправлений, в том числе из Китая. По данным компании, около 90% всей международной почты, поступающей в Россию, приходится на страны АТР.

В частности, пункт международного обмена, запланированный к созданию в ЛПЦ, предусматривает возможность для контрагентов осуществлять доставку отправлений из Китая напрямую в Хабаровск, минуя Москву.

"Там (в Москве и центральной части РФ — прим. ред.) основной рынок сбыта, рынок покупателей почтовых отправлений из Китая. Соответственно, сначала мы летим туда, и за одну ночь назад. Дальневосточники этого не замечают — перелет ночной, и потом появляется товар здесь, на Дальнем Востоке", — пояснил директор макрорегиона "Дальний Восток" АО "Почта России" Максим Костин.

Также открытие центра позволит оптимизировать и внутрирегиональные почтовые маршруты, в частности будет разработана новая схема маршрутов доставки, что существенно увеличить ее скорость, а также повысит надежность и сохранность посылок.

Планируется, что хабаровский ЛПЦ станет дальневосточным хабом, через который отправления будут распределяться по всей России. Центр станет одним из семи самых крупных в стране.

Вместе с грузовыми самолетами "Почты России", которые зарегистрированы в Хабаровске, запуск ЛПЦ обеспечит полный цикл терминального обслуживания на Дальнем Востоке. Как уточнили "Интерфаксу" в пресс-службе компании, в Хабаровске базируются два самолета Ту-204.

Строительство логоцентра площадью 21 тысячи кв. метров началось год назад на территории международного аэропорта Хабаровск. Площадь участка, выделенного под ЛПЦ — 5,4 га.

Угольщики рассматривают китайский рынок как основной

Дальневосточные угольщики торопятся воспользоваться выгодной ситуацией на рынке Китая, официально запретившего импорт австралийского угля. Свою схему захвата части рынка предложила компания "ЭльгаУголь", разрабатывающая в Якутии одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля.

Запасы Эльгинского угольного месторождения — оцениваются в 2,2 млрд тонн по стандартам JORC. Разработка месторождения началась в 2011 году. ООО "А-Проперти" (Москва) Альберта Авдоляна в апреле 2020 года выкупила у "Мечела" 51% в Эльгинском проекте за 89 млрд рублей. В декабре компания реализовала опцион на покупку еще 49% у Газпромбанка за 45 млрд рублей, консолидировав 100% проекта. ООО "ЭльгаУголь" зарегистрировано в городе Нерюнгри.

На минувшей неделе "ЭльгаУголь" сообщила о создании совместного предприятия с китайской компанией GH-Shipping.

"Созданное совместное предприятие будет заниматься продвижением Эльгинского угля на рынке Китая, обеспечением импорта эльгинского угля, содействием его таможенному оформлению, взаимодействием с государственными органами Китая и поиском потенциальных конечных потребителей", — говорится в сообщении.

"Поставки эльгинского коксующегося угля позволят заместить значительный объем австралийского и американского угля схожего качества. Для продвижения продукции "ЭльгаУголь" в Китае и обеспечения беспрепятственного ввоза, в качестве нашего партнера, была выбрана китайская компания GH-Shipping", — отметил генеральный директор УК "ЭльгаУголь" Александр Исаев.

"А-Проперти" планирует в 2021 году довести мощность Эльгинского месторождения до 18 млн тонн угля в год, к 2023 году увеличить добычу до 45 млн тонн в год (в 2019 году — 4,3 млн тонн).

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Республика Корея хочет построить Индустриальный парк в Приморье

Сигнал всем верфям ДВ: краболов "Охотск" в срок спустили на воду во Владивостоке

Генконсул Республики Корея во Владивостоке: "Тутовый сад превратился в море"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *