Не знают город и плохо говорят по-русски: в Приморье обсуждают запрет для водителей

Губернатор Приморья Олег Кожемяко подписал распоряжение, запрещающее иностранным водителям работать на рынке пассажирских перевозок по патентам. Такой запрет администрация Кожемяко уже вводила на Саха.. … Подробнее >Не знают город и плохо говорят по-русски: в Приморье обсуждают запрет для водителей

Губернатор Приморья Олег Кожемяко подписал распоряжение, запрещающее иностранным водителям работать на рынке пассажирских перевозок по патентам. Такой запрет администрация Кожемяко уже вводила на Сахалине. О том, кому в Приморском крае будет полезен сахалинский опыт, а кому принесет убытки, ИА PrimaMedia рассказали эксперты и участники рынка.

"Именно так и должно быть в столице Дальнего Востока"

"С 2020 года на территории Приморского края вводится запрет на использование иностранных работников в сфере транспорта, работающих на основании патентов… Так, запрет вводится на работу иностранных граждан водителями городских и пригородных автобусов, трамваев, троллейбусов, такси", — говорится в сообщении администрации края.

Исключение составят лишь водители арендованных автобусов, задействованных на туристических и экскурсионных маршрутах.

"Подобный запрет был принят в Сахалинской области, когда ее возглавлял Олег Кожемяко. И сахалинцы положительно отнеслись к тому, что иностранным гражданам ограничили доступ на рынок пассажирских перевозок. Цель этих ограничений – регулировать потоки трудовой миграции, чтобы они не отражались негативно на рынке труда, не ущемляли интересы местных работников и не создавали социальной напряженности среди населения. А нарекания именно на работу мигрантов в общественном транспорте в Приморье, к сожалению, далеко не редкость", — прокомментировал председатель Союза организаций, заинтересованных в реализации государственной миграционной политики на Дальнем Востоке "Центр содействия иммиграции в Приморский край" Владислав Звычайный (ранее – начальник УФМС России по Приморскому краю).

На рынке пассажирских перевозок нет четко прописанных правил игры для трудовых мигрантов, нет эффективной системы адаптации и подготовки, которая обеспечивала бы профессиональную подготовку таких водителей, отмечает собеседник редакции. По его словам, эта работа брошена со времен ликвидации Федеральной миграционной службы (ФМС) в 2016 году. Следовательно, самые разумные меры – заградительные.

"Сахалинский опыт показывает, что запрет работает. Людям нравится, когда за рулем сидит русскоговорящий, понимающий наши обычаи водитель. Именно так и должно быть в столице Дальнего Востока", — говорит Звычайный.

У пассажиров другое мнение

Эту точку зрения поддерживает и "Таксомоторный альянс Приморского края". Глава альянса Андрей Бралеев уверен, что водители иностранцы подпадающие под запрет, — "перелетные птицы, которые не заинтересованы в результатах своей работы.

"Им все равно, какая репутация будет у компании. Они не знают города и часто очень плохо говорят по-русски. Поэтому в нашем альянсе иностранцы по патенту вообще не работают. Мы не трудоустраиваем таких водителей", — говорит Бралеев.

Запрет, считает глава таксомоторного альянса, очень невыгоден агрегаторам такси, которые в лучшем случае заключают с водителями гражданско-правовой договор, не платят налогов в Приморье и вообще не приносят никакой пользы региону, только демпингуют, снижая цены на пассажирские перевозки.

"Сегодня на дворе 2019 год, а мы до сих пор работаем по тарифам и расценкам 2007 года, то есть за 12 лет тарифы не поменялись. Причем в некоторых других компаниях – даже понижались. Происходит это только из-за того, что агрегаторы такси используют дешевый труд гастарбайтеров, которые согласны работать за копейки", — комментирует Бралеев.

Получить оперативные комментарии от таких крупных представителей агрегаторов такси, как Yandex или Maxim, на момент публикации материала не удалось.

Собеседник редакции предполагает, что цены на пассажирские перевозки могут вырасти, как только "патентщики" с иностранным гражданством покинут рынок. Так и должно быть, считает он, ведь с 2007 года жизнь среднестатистического приморца подорожала минимум в полтора раза.

По-другому относится к возможному росту цен на коммерческие перевозки пассажиры.

"Я думаю, что на этом рынке по патенту работают в массе своей вполне достойные люди – иностранцы. Благодаря им услуги такси широко доступны в Приморье. Как только их не будет, цены резко начнут расти", — комментирует главный редактор газеты "Золотой рог" Андрей Пушкарёв.

Есть много других вариантов

Перевозчики, которые оказывают услуги общественного транспорта в Приморье, ожидали введения резонансного запрета. Количество сотрудников-иностранцев, работающих по патенту, в таких компаниях составляет 30-50%. Это значительная цифра, но получить патент – не единственная возможность иностранцу трудоустроиться водителем такси или автобуса, отмечают перевозчики.

"На нашем предприятии таких "патентщиков" – процентов 30, — рассказали в транспортной компании "Каслар". Кто-то получил разрешение на временное проживание, которое позволяет работать в том числе в перевозках, кто-то даже имеет российское гражданство. Варианты есть разные, поэтому нельзя говорить о том, что этот запрет решит все проблемы разом".

Все хотят РВП

По статистике УМВД России по Приморскому краю, в 2018 году иностранцам было выдано 18,4 тысячи патентов. Наибольшее количество — по профессиям "подсобный рабочий", "повар", "грузчик", "продавец" и "водитель автомобиля". При этом только граждан Узбекистана на территорию Приморского края ежегодно въезжает 80-100 тысяч.

"Если приезжают 100 тысяч только из Узбекистана, а право на работу по патенту в Приморье получают всего 18 тысяч иностранцев, возникает вопрос – на каких правах работают здесь остальные иностранные граждане? И все, кто не получил патент, хотят получить РВП – разрешение на временное проживание", — говорит Звычайный.

По словам собеседников агентства, на одно РВП претендуют 80-100 человек. Соответственно, такая ситуация работает на коррупционный фактор. Купить РВП во Владивостоке, по слухам, можно за 100 тысяч рублей. И нет никаких четких критериев, которые бы определяли приоритетный порядок получения разрешения на временное проживание. Например, для врачей и учителей, чтобы поток мигрантов в Приморье был качественным. Подобный законопроект, отмечают эксперты, отложен в долгий ящик.

"Со времен ликвидации ФМС в 2016 году количество выдаваемых разрешений на временное проживание было сокращено в четыре раза, и работа в этом направлении была брошена. Я считаю, вести ее необходимо, этот вопрос напрямую связан с другими острыми вопросами трудовой миграции, которая нуждается в комплексном регулировании", — говорит Звычайный.

Снова о ментальности

Еще один вопрос, который вытекает из предыдущих и нередко задается на совещаниях с участием губернатора, связан с русской ментальностью. Зарплата водителя автобуса во Владивостоке составляет от 40 до 70 тысяч рублей. В транспортных компаниях считают, что это достойные деньги, но соотечественников они не привлекают.

"Русский человек не хочет тяжело работать за такую зарплату. Скорее он устроится сторожем за 20 тысяч", — комментирует представитель компании "Каслар".

Эти же аргументы приводили сельхозпроизводители на круглых столах с участием губернатора, когда обсуждались квоты на иностранных рабочих при сельхозработах. Олега Кожемяко они не впечатлили.

"Вопросов остается много. В идеале, конечно, нужно создавать единый Дальневосточный миграционный центр, который занимался бы интеграцией и адаптацией трудовых мигрантов. Но на сегодняшний день, я считаю, это правильное решение, и со временем мы почувствуем его положительный эффект", — подчеркивает Звычайный.

В то же время простые водители рассказывают, что рынок пассажирских перевозок в Приморье во многом серый и черный. Например, распространена практика, когда один мигрант на законных основаниях регистрируется в агрегаторе такси, а под его "позывным" работают нелегалы. К запрету Кожемяко большинство таксистов и "автобусников" относятся скептически.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Иностранцам в Приморье могут перестать выдавать патенты на работу водителями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *