Лучшие учителя Приморья: Нельзя сказать, что «поколение ЕГЭ» все упрощает

В преддверии Дня учителя, который в России отмечают 5 октября, гостями студии ИА PrimaMedia стали лучшие учителя Приморья. Татьяна Камянская, учитель географии школы № 74 г. Владивостока в 2017 году з.. … Подробнее >Лучшие учителя Приморья: Нельзя сказать, что «поколение ЕГЭ» все упрощает

В преддверии Дня учителя, который в России отмечают 5 октября, гостями студии ИА PrimaMedia стали лучшие учителя Приморья. Татьяна Камянская, учитель географии школы № 74 г. Владивостока в 2017 году заняла первое место в муниципальном этапе конкурса "Учитель года", а Татьяна Мызник, учитель истории и обществознания МКОУ "Средняя общеобразовательная школа имени А.А. Фадеева" с. Чугуевка, стала абсолютной победительницей регионального этапа этого конкурса в 2018 году.

— Расскажите пожалуйста, что означала для вас победа в конкурсе "Учитель года"? Насколько этот конкурс был для вас полезен и интересен?

Татьяна Мызник: — Действительно, конкурс стал интересным этапом в моей жизни: этот период был насыщен разными событиями, встречами, поиском информации. У нас в Чугуевском районе ежегодно проводится фестиваль педагогических идей – и это та ступенька, которая заставляет постоянно подниматься. Представители нашей школы часто в нем участвовали, ну и однажды в 2018 году мне предложили поучаствовать в конкурсе "Учитель года". Поначалу я всячески пыталась отговориться: выпускной класс, много отчетов… Но в итоге наш методист победила мои сомнения и неуверенность, так я оказалась в конкурсном движении. Первым был районный, муниципальный этап. Потом за муниципальным – краевой. Интересные события, встречи с людьми, зараженными идеей самосовершенствования, роста! Когда прикасаешься к этому, кажется, что с такой поддержкой ты можешь горы свернуть, ведь действительно — это праздник встреч, праздник узнавания чего-то нового, и это движение не оставляет никого равнодушным.

Татьяна Камянская: — Мое участие в 2017 году началось с муниципального этапа во Владивостоке. На самом деле, очень интенсивный и напряженный этот конкурс! Участвовало огромное количество сильных учителей. Вообще, конечно, эти конкурсы дают большой стимул для роста учителя, вдохновляют на дальнейшие свершения. Было тяжеловато, потому что мы сразу после города Владивостока ушли на краевой конкурс. На краевом конкурсе тоже были монстры в хорошем смысле этого слова — очень много было интересных учителей, которые исполняли песни под гитару, представляли свои хобби, показывали инновации. Могу призвать учителей участвовать в конкурсе более активно, потому что это действительно – возможность совершить мощный рывок вперед в своем развитии.

— Как вы думаете, учитель должен только учить или ещё и воспитывать?

Т.М.: — Как-то со старшеклассниками у нас возникла такая тема для беседы, когда мы говорили о Чехове. Я задала им провокационный вопрос: был ли Чехов учителем? Ведь благодаря стараниям Чехова было построено три школы, он сам занимался репетиторством, когда ему было 16 лет и он остался без родителей, которые уехали в Москву. Так кем же он был — меценатом, учителем, воспитателем? Ведь это разные роли. Если мы говорим об учителе, то его деятельность заключается не только в том, чтобы научить предмету, но и в воспитании коллектива. Роль преподавателя не сводится к передаче знаний. Мы обращаем внимание и на то как возвысить в воспитательном плане личность ученика, которая проходит этапы становления. Конечно же, учитель — это не урокодатель, это тот, кто старается детям показать примеры, которые помогут ребенку в личностном становлении. Мы должны привлекать все, что только можно в воспитательном отношении, чтобы привить ребятам любовь к месту, где они родились. И, естественно, что воспитание — краеугольный камень нашей деятельности. Учить и воспитывать.

— А вы, Татьяна Юрьевна, родились в Приморье?

— Да.

Т.К.: — У меня точно такая же точка зрения по поводу того, что учитель все-таки должен заниматься воспитанием. Начальное воспитание, конечно, дает семья и, понятное дело, что, когда ребенок приходит в школу воспитание не прекращается, не должно прекращаться. Наша задача — чуть другая в воспитательном плане, в первую очередь – это, конечно, воспитание человека с большой буквы, воспитание патриота. Бывает, что дети, не особо разбираясь в истории и географии, сравнивают различные государства и говорят: в одном государстве что-то лучше, у нас это плохо. И приходится доказывать детям, что нельзя сравнивать экономику страны, которая постоянно воевала, с благополучными странами. Понятно, что элементарные вещи тоже воспитываем: аккуратность, пунктуальность, ответственность. То есть, воспитательный процесс не прекращается до тех пор, пока ребёнок не ложится спать. Однозначно и стопроцентно учитель – воспитатель.

— Вам удается удерживать внимание целого класса на протяжении всего урока? Они же сейчас все с гаджетами, с телефонами. Вы с этим боретесь или не боретесь?

Т.К.: — Ну да, сейчас дети вообще другие совершенно, чем 15-20 лет назад, потому что восприятие информации сейчас идет по-другому. Специалисты уже выделяют такое понятие, как клиповое мышление, когда они не целостно видят картину мира, а кусочками. Мир такой стал, эпоха гаджетов. К сожалению, у нас нет закона, который регламентирует ограничения в использовании гаджетов. В то же время, современные учителя стараются телефоны использовать на уроках: показать, как правильно искать информацию, какие сайты официальные, где можно взять статистику. Мы используем телефон, чтобы каким-то образом разнообразить подачу материала, потому что ученикам это интересно. С помощью телефона можно проводить викторины. Классический урок, конечно, никто не заменит, но в эту классику и консерватизм надо вставлять технологичные моменты. Современный учитель должен обладать этими знаниями и стараться тем самым удержать внимание учеников.

— А у вас, Татьяна Юрьевна, как обстоит дело с телекоммуникациями?

Т.М.: — Дела обстоят по-разному в разных школах, в разных кабинетах. В моем кабинете с 2012 года есть интерактивная доска, я ей пользуюсь, создаю мультимедийные формы, которые нам помогают в процессе освоения знаний. Для того, чтобы поддерживать мотивацию к изучению, конечно, используем разные задания — с моей точки зрения, развлекательного характера, а для детей они являются стимулом изучить какие-то новые факты. Если они понимают, что ничего не смогут ответить на вопрос прямо сейчас, то в другой раз они постараются удивить знаниями, которые ещё где-то почерпнули. Иногда тесты в онлайн-режиме пробуем проходить, но, действительно, не у каждого есть телефоны с выходом в интернет. Естественно, когда дети сталкиваются с тем, что у кого-то есть возможность со своим телефоном поучаствовать в викторине, а у кого-то нет, они расстраиваются, поэтому мы используем такие элементы не на каждом уроке.

— Условия должны быть равными для всех учеников.

Т.М.: — Естественно, поэтому такие задания не влияют на оценку. Мы просто стараемся мотивировать учеников. Допустим, в прошлом году проводили командную игру, я создавала презентацию, где дети, отвечая на один вопрос, получали возможность перейти к новому. Естественно, что такой состязательный характер заставляет их применять все свои знания здесь и сейчас. Начитанные ребята понимают, что они кое-что знают – но этого мало. Поэтому процесс этот нацеливает на развитие.

— Вы детей учите, а сами учитесь у них чему-нибудь?

Т. К.: — Конечно, учимся. Моя вторая специальность — учитель информатики. Я вижу, что дети здорово разбираются в гаджетах — телефонах, планшетах, часах, могут рассказать о них, начиная чуть ли не с шестого класса. Считаю, нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью к ученикам. Помогая, они поднимают свою самооценку. Мы у друг друга учимся: дети учатся у нас, мы у них, и этого стесняться вовсе не стоит.

Т.М.: — Самообразование учителя продолжается всю жизнь, это связано еще и с тем, что поколение учеников каждое десятилетие, а сейчас, наверное, даже и в более короткие периоды, меняется по каким-то своим качествам, предпочтениям, пристрастиям, и учитель не может, законсервировавшись в какой-то определенной эпохе, используя старые методики, продолжать обучать это изменившееся поколение. Мы, учителя, учимся постоянно. Это процесс взаимообогащения — можно так назвать процесс общения с ребятами и наш процесс познавания чего-то нового.

— Давайте поговорим об образе учителя в искусстве, в литературе и кино. Есть ли у вас любимые образы учителя, может быть, в фильмах, в книгах?

Т.К.: — "Доживем до понедельника", это, наверное, каждый учитель скажет. Мне очень нравится, как сыграл Тихонов. Я родилась и жила в эпоху, когда образ учителя был одухотворённый, правильный. И я не могу вспомнить сегодняшние фильмы, которые бы так поставили на пьедестал образ учителя. То что снимается и идет по телевидению, не дает точную картину. Я вижу высмеивание — и не более того, а так не должно быть, потому что среди педагогов масса талантливых великолепных людей, о которых можно снять фильм. Но не снимают, очень жаль.

Т.М.: — Образ учителя у меня складывался ещё с дошкольного периода, когда я рассматривала книжки. Учительницу я видела на иллюстрациях: это была стройная женщина с какими-то атрибутами учительскими — и для меня это было все новым, интересным. Запомнился образ учительницы из фильма "Весна на Заречной улице". Да, я сейчас понимаю, что она была строгая и даже, можно сказать, холодная, но интеллигентная. Ну а в школе мои первые учителя были другими – это были живые, интересные, задорные люди, готовые чем-то увлечь, которые учили дружить. Конечно же, назову фильм "Доживем до понедельника" — там несколько ярких образов учителей. Мне было интересно, почему такие разные роли. Это наверняка связано с эпохальными событиями в нашей стране. Одно дело в тридцатые годы, когда нужно было показать учителя-борца, который может позвать за собой. Другое дело в шестидесятые-семидесятые. А теперь учителя с киноэкранов на нас смотрят совсем не в том ракурсе, который хотелось бы видеть. Действительно есть замечательные примеры в реальной жизни, но в кино это показывается не так. Кстати, и дети кино сейчас не особо смотрят. В эпоху гаджетов они в социальных сетях, просматривают какие-то новости, а фильмы нет. Поэтому, скорее всего, образ учителя из кинолент, который воспитывал нас, людей старшего поколения, для молодёжи, наверное, уже неактуален.

— Существует расхожее мнение, что поколение ЕГЭ вообще очень просто и примитивно мыслит. Так ли это, как вы думаете?

Т.К.: — Насчёт примитивности я бы так не сказала. С точки зрения человеческих качеств, они такие же дети, как и пятьдесят лет назад, так же хотят, чтобы их любили, уважали. Но сегодня все чаще очевидна проблема воспитания в семье. Долгое время вообще в России не было института семьи: ребёнка чуть не в два месяца отдавали в ясли. А сейчас дети не всегда бывают воспитаны. Возможно это такая тенденция воспитания. Бывает, что родители приходят и начинают учить учителя, как правильно "находить подход" к их детям. А дети же это все впитывают, что говорится в семье, что они видят с экрана. И собственно проблема, наверное, в этом — как общество создает образ учителя, школы, уроков и всего остального.

Т.М.: — Я думаю, не только ЕГЭ будет причиной такой постановки вопроса, но ещё и возможность обращаться к источникам информации в любой момент. Ученики могут, особо не задумываясь, не сравнивая и не анализируя, достать в любой момент телефон с интернетом, найти нужную информацию и преподнести ее, как свою. Есть проблема плагиата в письменных работах. Но, к великой радости моей, есть ребята, которые пользуются свободным выходом в интернет с увлечением и анализируют найденную информацию. С ними можно эту информацию обсудить, устроить дискуссию с представлением разных точек зрения на те или иные вещи. К старшим классам дети уже готовы осмысливать информацию. И поэтому нельзя сказать, что все представители поколения ЕГЭ все упрощают. Есть примеры замечательных ребят, которые своим старанием показывают, что можно добиться успеха не только в том, чтобы выбрать ответ из предложенных, а ещё могут и сами поработать, увлечь других интересными рассуждениями.

— День учителя — что для вас этот праздник значит?

Т.К.: — Я работаю в школе с эстетическим уклоном, у нас очень шикарные хоры, школа очень большая. День учителя у нас проходит с шиком: этот праздник действительно ждешь, потому что это будет замечательный концерт, улыбки, внимание детей и взрослых, поздравления и сплошной позитив. Здорово, что есть День учителя, правда!

Т.М.: — Это особенный праздник, конечно, не такой, как все. И, действительно, внимание детей и радостные улыбки коллег заряжают, дают положительный, хороший настрой. В сентябре уже вливаешься в работу, основная документация оформлена, появляется некоторая усталость от того, сколько ты напечатал и всего сделал, а тут такой праздник, который открывает второе дыхание и дает нам силы закончить четверть с радостью. Ведь именно дети, именно их эмоциональный настрой подзаряжает.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "След в истории". Цели проекта — просвещать читателей в историческом отношении, приобщать их к изучению славных страниц родного края и страны, воспитывать патриотизм в молодых поколениях, систематически и подробно знакомить широкую аудиторию со знаковыми вехами в истории России и Приморья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *