Лесная госкомпания, новый нефтезавод, «Аэрофлот» приглашает на посадку — бизнес-обзор

Главным инсайдером второй недели февраля стал дальневосточный полпред Юрий Трутнев, обозначивший новые правила игры в жизненно важных для Дальнего Востока отраслях — создание госкомпании для экспорта .. … Подробнее >Лесная госкомпания, новый нефтезавод, «Аэрофлот» приглашает на посадку — бизнес-обзор

Главным инсайдером второй недели февраля стал дальневосточный полпред Юрий Трутнев, обозначивший новые правила игры в жизненно важных для Дальнего Востока отраслях — создание госкомпании для экспорта необработанного леса, очередной "квотный передел" на рыбном рынке под запуск новых рыбоперерабатывающих заводов, подбор преференциальной модели для запуска в регионе нового НПЗ. Приморью в этом плане наиболее интересен топливный проект с гарантированными рабочими местами и налогами. Увы, но потянуть его в нынешних реалиях может только такой гигант, как "Роснефть". Строить новые рыбозаводы в регионе тоже особо некому, хотя при гарантированной экономической эффективности в проект могли бы вложиться экс-губернатор Сергей Дарькин или группа компаний "Антей" (контролируется Игорем Михновым).

Об этих и других важных экономических тенденциях стартовавшего года читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.

Последнее "китайское предупреждение"

Правительство РФ продолжает искать варианты спасения лесопромышленного комплекса, попавшего в зависимость от политики Китая, бизнес которого хочет получать дальневосточную необработанную древесину в неограниченном количестве по бросовой цене. По мнению Юрия Трутнева, ситуацию можно поправить за счет создания госкомпании, которой будет передано исключительное право на вывоз кругляка.

По факту это означает отказ государства от практики "социальной поддержки" населения на северах Приморья и уход с рынка небольших производителей, которые и так уже находятся на грани исчезновения на фоне роста экспортных пошлин и усиления работы властей по декриминализации отрасли. Интересный вопрос — где будет зарегистрирована компания-монополист? Ведь по факту бюджеты Приморского и Хабаровского краев получат большую дыру в виде недобора налогов.

На данный момент в ЛПК действуют запретительные пошлины на экспорт кругляка — 60%. В 2021 году ставка поднимается до 80%, а с 1 января 2022 года экспорт круглого леса будет запрещен. При этом сформированы квоты на экспорт со ставкой пошлины от 13% до 15% в зависимости от породы древесины, которыми могут воспользоваться только переработчики.

"Это практически запретительные меры. Они направлены на то, чтобы лес максимально перерабатывался на территории нашей страны, а не вывозился кругляком за рубеж. Экспорт круглого леса становится нерентабельным. На Дальнем Востоке в отрасли занято 34 тысяч человек, надо, чтобы люди не остались без работы. Для этого нужны не только заградительные меры, но и цифровизация лесного хозяйства, это повысит прозрачность лесной отрасли в целом и позволит пресечь серые схемы торговли", — заявил Трутнев.

Сегодня около половины от общей переработки леса в Приморском крае дает ОАО "Тернейлес", 45% акций которого принадлежит японской Sumitomo Corporation, еще 30% — гендиректору Владимиру Щербакову.

Стоит отметить очень важный момент — по словам Трутнева, госкомпания-монополист будет обязана реинвестировать прибыль в строительство новых перерабатывающих предприятий в России. Как это возможно реализовать на практике без привлечения частных инвестиций — большой вопрос. Еще недавно ставка в этом направлении делалась на Китай, но она не сыграла.

Так, еще в 2018 году было подписано соглашение с компанией China Paper Сorporation (входит в China Chengtong Holdings) о запуске целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) в Хабаровском крае мощностью до 500 тысяч тонн целлюлозы в год. Объем инвестиций на тот момент оценивался в $1,5 млрд, строительство должно было начаться в 2019 году. Половину необходимого для работы сырья (около 1 млн кубометров) был готов обеспечить лесопромышленный холдинг RFP Group. Прошло два года, после отказа China Paper "нарисовалась" другая китайская компания, но затем и она приостановила контакты.

Такое ощущение, что они просто не хотят переносить центр прибыли из Китая в Россию и надеются, что мы сдадимся, примем решение и отменим пошлины, отменим законодательство и продолжим экспорт круглого леса. У них есть некоторые основания так думать — один раз подобное решение принималось лет десять назад. Очень надеюсь, что второй раз такого не будет",

— сказал Юрий Трутнев.

Сегодня ключевой механизм господдержки предприятий леспрома состоит в следующем — инвестор под обязательства обязуется построить новые мощности по глубокой переработке, получая в долгосрочную аренду лесные участки без аукциона и по льготной арендной ставке минус 50%.

На "первый — восемнадцатый" рассчитайсь

На прошлой неделе авиакомпания "Аэрофлот" открыла продажу субсидируемых билетов на рейсы из городов Дальнего Востока в Москву. Стоимость перелета значительно выше льготных тарифов, также субсидируемых государством — 10 тысяч 200 рублей в одну сторону (включая все таксы и сборы) против 7 тысяч 400 рублей. При этом продажа льготных билетов, приостановленных с 13 февраля после полного выбора выделенных на эти цели госсубсидий, на данный момент не возобновлена.

После того, как на фоне ажиотажного спроса были исчерпаны средства, выделенные в 2021 году на субсидирование авиабилетов для перелетов на дальневосточном направлении, в конце января премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о выделении второго транша субсидий в размере 5 млрд рублей. При этом был расширен список пассажиров, которые могут воспользоваться субсидируемыми билетами. Теперь право на их покупку получили все жители Дальнего Востока при наличии постоянной регистрации в регионе.

Учитывая, что население Дальнего Востока после присоединения Забайкалья и Бурятии составляет 8,13 млн человек, то субсидированный билет сможет приобрести только каждый восемнадцатый житель ДФО.

Для оформления авиабилета по субсидируемому тарифу требуется предоставление документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства в ДФО: для взрослого пассажира — паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, для ребёнка до 14 лет — свидетельство о рождении и свидетельство о регистрации по месту жительства в ДФО по форме №8.

Аэропорт Владивосток

Аэропорт Владивосток. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Пикантность в том, что по факту новые тарифы лишь на 5 тысяч 700 рублей ниже тех, что ранее были у "Аэрофлота" в рамках собственной программы "плоских" тарифов. При этом билет по "плоскому" тарифу в экономический класс обслуживания по фиксированной цене может приобрести любой пассажир без каких-либо ограничений.

"Плоские", то есть не меняющиеся в течение года, тарифы "Аэрофлот" запустил в 2015 году, в 2018 году к этой программе присоединилась его дочерняя авиакомпания "Россия". "Плоские" тарифы действовали на рейсах из Москвы во Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Симферополь и Калининград. Стоимость билетов на рейсы "Аэрофлота" в города ДФО и обратно составляла 26 тысяч 100 рублей туда-обратно, на рейсы "России" — 22 тысячи 950 рублей.

Бывший гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявлял, что, по его мнению, компания должна постепенно уходить от "плоских" тарифов, поскольку эта программа убыточна и в целом является нерыночной мерой.

В реализации программы субсидий уже участвуют "Аэрофлот", "ЮТэйр", "АЛРОСА", "Уральские авиалинии", в ближайшее время должны присоединиться S7, "Якутия" и Nordwind ("Северный ветер"), которая запускает прямой рейс из Владивостока в Санкт-Петербург.

А теперь главный шокирующий момент — большая часть дальневосточников, кто не успеет закупить субсидируемые билеты (а они закончатся очень быстро), будет вынуждена переплачивать за заветный квиток вдвое и больше, так как в продаже на лето (а это и отпуска, и детские каникулы) останутся только билеты по так называемым "рыночным" тарифам.

Без "Роснефти" не под силу

Длившийся почти три недели бензиновый кризис в ряде регионов Дальнего Востока в очередной раз поднял тему недостатка имеющихся в регионе нефтеперерабатывающих мощностей. Увы, но желающих построить новый завод в Приморском или Хабаровском крае сегодня нет. За исключением "Роснефти", которая готова взяться за проект при условии дополнительных преференций от государства.

"Необходимо создать отдельную преференциальную модель, в рамках которой будет выгодно построить на Дальнем Востоке нефтеперерабатывающее предприятие или расширить существующее производство. Этот вопрос мы совсем недавно обсуждали с Игорем Ивановичем Сечиным, руководителем "Роснефти". Он отметил заинтересованность компании в строительстве на Дальнем Востоке крупного нефтеперерабатывающего предприятия", — заявил Юрий Трутнев в интервью "Известиям".

"Роснефть" планировала построить в Приморском крае Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК), первая очередь которого, по последним данным, включает НПЗ мощностью 12 млн тонн нефти в год, вторая — нефтехимический комплекс на 3,4 млн тонн нефти в год. По данным "Интерфакса", оценка суммы средств, необходимой для реализации проекта, включая инвестиции в строительство инфраструктурных объектов, составляла более 700 млрд рублей. Партнером "Роснефти" по проекту должна была стать Китайская национальная химической корпорацией (ChemChina). Предполагалось, что в совместном предприятии "Роснефти" будет принадлежать 60%, ChemChina — 40%. Однако, как это часто бывает с китайским бизнесом, ChemChina по ходу дела осталась в стороне от проекта.

На Дальнем Востоке сегодня работают два НПЗ, оба в Хабаровском крае, — "Комсомольский" (принадлежит "Роснефти") и "Хабаровский" (принадлежит "Независимой нефтегазовой компании", ННК). Хабаровский НПЗ был введен в эксплуатацию в 1935 году, Комсомольский НПЗ — в 1942 году.

Хабаровский НПЗ (вид сверху)

Хабаровский НПЗ (вид сверху). Фото: АО "Хабаровский НПЗ"

Сегодня ситуация выглядит таким образом, что у нас желающих строить нефтеперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке нет. А дефицит топлива — порядка 2 млн тонн в год. Надо — 6 млн тонн, производится — 4 млн тонн. И вот эти 2 млн тонн, завозимые более всего по железной дороге, — это большая проблема. Потому что, во-первых, не обеспечить ритмичность, во-вторых, не обеспечить конкурентную цену",

— заявил Юрий Трутнев 10 февраля после совещания во Владивостоке.

Формально потянуть проект строительства НПЗ на Дальнем Востоке могли бы китайцы. И четыре года назад эта тема уже поднималась. Президент китайской корпорации XinChen Ind. & Com. Group Co. Ltd. Чжай Юйцзя на встрече в администрации Приморья заявлял о готовности вложить в проект на территории Лесозаводского городского округа от 26 млрд до 30 млрд юаней ($3,8-4,4 млрд по курсу на тот момент). Местные власти, как и следовало ожидать, напомнили интересанту о необходимости согласования такого проекта на межправительственном уровне (а то он не знал!), после чего интерес у китайцев пропал.

Рыбная ТОР: кому оно надо?

На фоне нокаута китайских властей, одним махом перекрывших заход на основной рынок для дальневосточных рыбаков, правительство РФ готовит сразу несколько нововведений для отрасли, направленных на увеличение переработки на родных берегах. Так, на Дальнем Востоке в ближайшее время может появиться новая территория опережающего развития (ТОР), основной специализацией которой станет рыбопереработка. Не имеющую аналогов ТОР предлагается разместить сразу в нескольких регионах округа, в том числе в Приморье. Соответствующее поручение Минсельхозу и Минвостокразвития дал по итогам совещания во Владивостоке полпред.

Достаточно много рыбы проходило через Китай и Корею в режиме реэкспорта, дальше она шла в Европу. Почему нам не выйти на прямые поставки? Есть совершенно однозначная позиция правительства Российской Федерации: наши ресурсы должны перерабатываться на территории России. То есть продавать не сырье, а продукты переработки. Мы должны создавать рабочие места, создавать экономику в границах Российской Федерации, а не за рубежом",

— сказал Юрий Трутнев в интервью "Известиям".

Полпред напомнил, что рыбоперерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке сейчас меньше, чем требуется для количества вылавливаемой рыбы. Для стимулирования рыбопереработки был введен механизм "квоты в обмен на инвестиции".

Механизм распределения квот в обмен на инвестиции предусматривает, что государство выделяет компаниям квоты на добычу водных биоресурсов в обмен на развитие добычи (строительство флота) или переработки (строительство заводов). Половина квот на добычу краба распределяется на аукционах, их получатели должны строить краболовные суда на верфях в России.

В частности, квоты были выделены под строительство 14 рыбоперерабатывающих заводов, из которых девять уже заработали на Дальнем Востоке, в том числе в Приморье в прошлом году были введены в эксплуатацию два новых завода — комплекс "Рыболовецкий колхоз "Новый мир" (проект группы "Доброфлот" в ТОР "Большой Камень") и "Русский минтай" (проект РРПК в ТОР "Надеждинская").

"Но таких заводов должно быть значительно больше. Для этого мы примем дополнительные меры поддержки, предоставим дополнительные возможности. В свою очередь, рыбаки говорят, что они справятся со строительством необходимого количества предприятий за полтора — максимум два года. Мы провели совещание с участием федеральных структур, рыбаков, представителей отрасли. Совместно приняты решения по поддержке отрасли, поручения федеральным ведомствам даны", — пояснил Трутнев.

Завод "Русский минтай"

Завод "Русский минтай". Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

Интересно, что основатель и владелец "Доброфлота" Александр Ефремов уже давно не замыкается исключительно на Приморье — его группе принадлежит предприятие по производству рыбопродукции глубокой переработки в Туле, имеющиеся мощности позволяют изготавливать до 8,5 тысяч тонн рыбной продукции в год. "Этот завод не имеет аналогов по степени автоматизации производства среди рыбоперерабатывающих заводов в России", — отмечал Ефремов.

Также "Доброфлот" приобрел в Тульской области земельный участок под дальнейшее строительство логистического центра. Общий объем инвестиций составит 2 млрд рублей. Распределительный центр планируется открыть к 2023 году.

"Золотой сиделец"

На прошлой неделе Тверской суд Москвы вновь арестовал основателя и бывшего гендиректора компании Petropavlovsk Павла Масловского. Ранее суд уже принимал аналогичное решение, но апелляционная инстанция его отменила и направила на пересмотр. 64-летний бизнесмен обвиняется в растрате почти 100 млн рублей, принадлежащих входящему в структуру Petropavlovsk АО "Покровский рудник" (Амурская область).

Масловскому предъявлено обвинение по части 4 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата), санкция которой предусматривает до 10 лет лишения свободы.

СИЗО

СИЗО. Фото: Ольга Брютова, ИА UssurMedia

Petropavlovsk Plc входит в первую пятерку российских компаний по объемам производства золота. Основные активы сосредоточены в Амурской области. В 2019 году компания добыла 12,8 тонны золота. Крупнейший акционер Petropavlovsk — АО "Южуралзолото ГК" (ЮГК) с долей в 25,88%.

Корпоративный конфликт в Petropavlovsk начался после прихода нового акционера — "Южуралзолота". Четыре крупнейших акционера не поддержали на годовом собрании в июне 2019 года прежний состав совета директоров, включая Павла Масловского. Они также инициировали независимое расследование ряда сделок за последние три года, когда Масловский занимал должность генерального директора, после чего он и был задержан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *