Деловое сообщество предложило «гильотинировать» избыточные требования при экспорте краба

Члены рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере рыболовства, представляющие деловое сообщество, в ходе онлайн-заседания 27 марта рассмотрели и поддержали ранее выдвинутые.. … Подробнее >Деловое сообщество предложило «гильотинировать» избыточные требования при экспорте краба

Члены рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере рыболовства, представляющие деловое сообщество, в ходе онлайн-заседания 27 марта рассмотрели и поддержали ранее выдвинутые президентом Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александром Дупляковым предложения по оптимизации госрегулирования при экспорте живого краба, сообщает ИА PrimaMedia. По итогам принято решение направить конкретные предложения бизнес-сообщества по упрощению порядка оформления документов, необходимых для вывоза за рубеж этого вида биоресурсов, на рассмотрение коллег из рабочей группы при Росприроднадзоре и информировать об этом Аналитический центр при правительстве РФ, курирующий работу механизма "регуляторной гильотины".

Напомним, что согласно распоряжению правительства от 23 сентября 2010 года №1567-р для перемещения живого краба, добытого рыбопромышленными предприятиями на основании квотных договоров и разрешений на промысел, через границу Евразийского экономического союза необходимо оформлять лицензию в Минпромторге РФ, причем заявление на получение такой лицензии еще и необходимо предварительно согласовывать в территориальных органах Росприроднадзора. Такой разрешительный порядок, отметим, действует на сегодняшний день лишь в отношении экспорта живого краба, все другие законно добытые ВБР рыбаки экспортируют без подобных обременений.

По оценке президента Ассоциации добытчиков краба ДВ Александра Дуплякова, такой "избирательный" подход к ракообразным идет еще с 90-х годов прошлого века. На сегодняшний день никакой объективной необходимости в сохранении такого порядка нет, однако норма и ее формулировка просто переписывается из одного правительственного документа в другой.

"Мы провели расчеты экономических потерь от соблюдения этого обязательного требования и у нас получились цифры от 192 млн до 286 млн рублей в год. Они складывается из потерь промыслового времени и административных потерь, связанных с оформлением и недополученной выручкой из-за того, что мы вынуждены отказываться от поставок краба в живом виде. Так как лицензия привязывается к сроку разрешения, соответственно, то, что мы вылавливаем в конце года, мы не можем отправить на экспорт, так как у нас заканчивается лицензия", — отметил Александр Дупляков в ходе заседания рабочей группы 27 мая.

Дупляков также отметил, что отмена самой процедуры лицензирования – процесс в любом случае долгий, он может занять более 1 года. Однако для того, чтобы значительно упростить процесс, достаточно внести изменение в распоряжение правительства №1567-р и избавить рыбаков от необходимости согласовывать заявку на получение лицензии в террорганах Росприроднадзора.

Члены рабочей группы поддержали доводы представителя дальневосточного бизнес-объединения.

"Мы поддерживаем позицию Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока и в деталях, и в целом. Предложение представляется логичным и обоснованным", — заявил президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.

По словам президента Межрегиональной ассоциации "Ярусный промысел" Вячеслава Бычкова, объединение внимательно следит за этой ситуацией и поддерживает инициативу.

"В соответствии с нашим положением есть возможность направить письмо в рабочую группу по реализации механизма "регуляторной гильотины" при Росприроднадзоре с просьбой рассмотреть внесение соответствующих изменений в распоряжение правительства №1567-р, а также предложением обсудить этот вопрос на совместном заседании. Существует обязательное требование, и мы считаем целесообразным его гильотинировать", — резюмировал сопредседатель рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере рыболовства, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

Сопредседатель группы отметил, что в декабре 2019 года этот вопрос обсуждался в ходе рабочей встречи с руководителем Росприроднадзора Светланой Радионовой, которая поддержала инициативу рыбаков. О решении рабочей группы направить обращение в Росприроднадзор будет проинформирован Аналитический центр при правительстве РФ.

В ходе онлайн-заседания рабочей группы 27 мая был рассмотрен и ряд других важных для отрасли вопросов. Эксперты оценили проекты законодательных и нормативных актов, в частности, правила рыболовства для Западного и Восточно-Сибирского рыбохозяйственных бассейнов, порядок обеспечения экипажей питанием, условия включения лиц, не являющихся российскими гражданами, в состав экипажей судов, закон об электронных торгах в сфере рыболовства , а также рассмотрели вопрос присвоения кодов ОСМ орудиям лова.

Также в ходе заседания рассмотрен и согласован проект правил рыболовства для Дальневосточного бассейна. Как отметили члены рабочей группы, документ учитывает практически все ранее поступившие замечания бизнес-сообщества. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев со своей стороны уточнил, что в проект не вошла процедура учета прилова при специализированном промысле. Эксперт напомнил, что этот вопрос рассматривался на ДВНПС в феврале этого года и выразил надежду, что вопрос будет доработан в ближайшее время.

От ИА PrimaMedia напомним, что старт деятельности рабочей группы "Рыболовство" для реализации механизма "регуляторной гильотины" был дан в ноябре 2019 года. Состав группы был сформирован правительственной подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти, ее членам и двум сопредседателям (замминистра сельского хозяйства РФ Илье Шестакову и президенту ВАРПЭ Герману Звереву) предстоит до конца 2020 года участвовать в подготовке НПА, в формировании новых структур регулирования, оценке предложений госорганов, подготовке предложений от бизнеса и общественных организаций и т.д.

Отметим, что с самого начала своей деятельности представители бизнес-объединений в рабочей группе "Рыболовство" демонстрируют высокую активность в формировании запросов консолидированного отраслевого сообщества по применению механизма "регуляторной гильотины" к тем или иным устаревшим, избыточным или же откровенно абсурдным требованиям госрегулирования в отечественном рыболовстве и рыбопереработке.

2093325.jpgИзбыточное регулирование отнимает у рыбной отрасли России почти 60 млрд рублей в год – ВШЭ

Проактивная позиция делового состава рабгруппы, что интересно, уже получила прочное основание в виде привлечения к оценке административных и регуляторных издержек отрасли лучших научно-исследовательских структур страны. В частности, недавно были обнародованы результаты полуторагодичного общеотраслевого исследования НИУ "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ). При этом безусловной новацией этого исследования стало применение так называемой "методики стандартных издержек" (standard cost model): были посчитаны и суммированы прямые расходы частников рынка на исполнение бюрократических требований, расходы на приобретение материалов и оборудования, траты на тестирование и обслуживание требуемого оборудования. Кроме того, в сумму регуляторных издержек включались затраты на лабораторные исследования рыбопродукции. Отдельной строкой в исследовании учитывались и потери рыбаков, вызванные требованиями госрегуляторов, например, уменьшение вылова из-за потерь промыслового времени, вызванных задержками при перегрузах уловов или же обязанности прохождения так называемых "контрольных точек" при пересечении границы исключительной экономической зоны (ИЭЗ) в Тихом океане.

Согласно результатам исследования ВШЭ, выполнение регуляторных требований ежегодно обходится рыбной отрасли в 58,5 млрд рублей – или в около 16% общеотраслевой выручки. Как выяснили эксперты ВШЭ, наиболее затратными для рыбаков (15,1 млрд рублей ежегодно) на сегодняшний день являются требования государственного контроля морских биоресурсов и таможенного контроля, том числе — необходимость прохождения "контрольных точек". 13,6 млрд рублей в год "изымается" у отрасли требованиями по ветеринарно-санитарному контролю, еще 8,5 млрд – требованиями пожарной безопасности.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Глава ВАРПЭ стал сопредседателем рабочей группы "регуляторной гильотины" в рыболовстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *