Бизнес-обзор: Кондитерская фабрика осталась на месте, контейнеры завалили порты

Предыстория:
Бизнес-обзор: Лесоповал Трутнева, дальневосточники бронируют места на турецкий курорт Резиденты территорий опережающего развития (ТОР) не всегда укладываются в оговоренные первоначально .. … Подробнее >Бизнес-обзор: Кондитерская фабрика осталась на месте, контейнеры завалили порты

Предыстория:
Бизнес-обзор: Лесоповал Трутнева, дальневосточники бронируют места на турецкий курорт

Резиденты территорий опережающего развития (ТОР) не всегда укладываются в оговоренные первоначально сроки. О том, как это выглядит на практике, можно проследить на примере инвесторов, планирующих перенести кондитерскую фабрику из центра Владивостока в Надеждинский район. Приморские порты на фоне очередного "контейнерного бума" начинают притормаживать. Хабаровский край след за Сахалинской областью планирует найти инвесторов для запуска производства водорода с расчётом на экспортные поставки в Азию. В Госдуму осенью будет внесён законопроект, который обязывает собственника судна нести полную ответственность за свое имущество, правильно утилизировать корабли. В Приморском крае более 26 затопленных судов имеют конкретных собственников, с которыми будет проведена "разъяснительная работа".

Об этих, и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.

Обещанного семь лет ждут

Развитие территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке ухудшается, главы регионов и Минвостокразвития должны усилить работу в этом направлении, заявил на майской коллегии этого ведомства вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. О том, почему "пробуксовывает" реализация уже давно заявленных проектов, ИА PrimaMedia разбиралось на примере "Приморского кондитера", сдвинувшего сроки строительства новой кондитерской фабрики в ТОР "Надеждин" вправо на семь лет!

Хотелось бы напомнить, что мы ни одну территорию не создавали решением в Москве. Все они созданы по инициативе губернаторов, по предложению бизнеса. Коллеги, за свои слова надо отвечать. Я настоятельно прошу губернаторов, чтобы все ТОР, которые вы заявили, работали",

— сказал Юрий Трутнев.

В Приморье особые надежды связывались с ТОР "Надеждинская" — многопрофильной производственно-логистической площадкой, расположенной в 32 км от Владивостока, в Надеждинском районе Приморского края. По данным Минвостокразвития, в настоящее время здесь ведут деятельность 69 резидентов с проектами общей стоимостью 71,9 млрд рублей.

Один из ключевых проектов, заявленных к реализации в ТОР "Надеждинская", предусматривает создание производственного комплекса кондитерских и хлебобулочных изделий, а также комбината питания. Проект реализует ООО "Производственно-логистический комплекс "Приморский кондитер", получившее статус резидента ТОР в декабре 2015 года. Фактически речь идёт о переносе из центра Владивостока производственного комплекса кондитерской фабрики, одного из старейших предприятий край, история создания которого насчитывает более 110 лет.

ООО "Приморский кондитер" зарегистрировано в апреле 2013 года во Владивостоке. Уставный капитал составляет 311,8 млн рублей, активы — 1,2 млрд рублей. Управляющая организация — ООО "Сфера Менеджмент", на паритетных началах принадлежащее ее гендиректору Александру Беккеру и гендиректору ООО "Форпост ДВ" Аркадию Гордияну. Единственным учредителем этого ООО "Примкон" является АО "Сфера Капитал", принадлежащее физлицу. В цехах "Приморского кондитера" располагается многопрофильное кондитерское производство.

Без малого четыре года назад инвестор в лице компании "Производственно-логистический комплекс "Приморский кондитер" (учредитель — АО "Компания Сангар") сообщил о планах вложить в проект ТОР "Надеждинская" более 3 млрд рублей, создать тысячу рабочих мест.

На тот момент планировалось, что в рамках проекта компания должна запустить семь новых производственных линий по выпуску кондитерских и хлебобулочных изделий, комбинат питания по изготовлению высококачественной продукции различной степени готовности. Мощность будущего производства должна составить 90 тысяч тонн продукции в год.

Перед нами стоит несколько принципиальных задач — создать современное, высокотехнологичное и эффективное производство с применением существующих технологий и оборудования на новой площадке. Мы планируем применить в новом производстве самые передовые технологии, ввести высокую степень автоматизации и производительности линий",

— отмечал на тот момент управляющий директор группы компаний "Приморский кондитер" Сергей Легкий.

Как отмечал бизнесмен, "решение об организации нового производства на территории опережающего развития "Надеждинская" вызвано, прежде всего, необходимостью дальнейшего развития компании. Сегодня существующие производственные площади (во Владивостоке — прим. ред.) заняты на 100%, возможности масштабного развития практически отсутствуют".

К строительству завода планировалось приступить в начале 2018 года, завершение строительных работ намечалось на начало 2019 года. Но сказано — не значит сделано.

2513356.jpg"Газпром" всё-таки будет строить завод СПГ под Владивостоком

Компания проводит экспертизу обоснования инвестиций в проект

В официальном ответе АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (КРДВ) на запрос ИА PrimaMedia говорится, что "резидент планирует приступить к строительно-монтажным работам в октябре 2021 года. Ввод в эксплуатацию объектов первого этапа намечен на четвертый квартал 2026 года". Мало того, как выясняется реализация проекта компании АО "ПЛК "Примкон" ещё только находится на этапе проектно-изыскательских работ.

C чем же связана столь долгая задержка по созданию производства?

"Резидент объясняет задержку технической сложностью и масштабностью проекта (комплексное сооружение, включающее в себя инновационные производственно-технологические решения в пищевой отрасли по глубокой переработке широкого ассортимента с/х продукции), изменениями в нормативной базе, регулирующей проектирование, последствиями пандемии", — говорится в ответе КРДВ.

С последствиями удара пандемии всё ясно, а вот другие, официально озвученные причины задержки, вызывают недоумение. Особенно с учетом того, что инвестор за дополнительными мерами поддержки не обращался.

"Резидент обращался в АО "КРДВ" за содействием в корректировке графика реализации проекта и подготовке дополнительного соглашения об осуществлении деятельности. Запросов на дополнительные меры поддержки (привлечение финансирования, отсрочка платежей за аренду земельного участка) не поступало", — отмечает КРДВ.

Пикантность ситуации в другом — по факту резиденту ТОР, не укладывающемуся в сроки реализации проекта, не грозят особо серьезные санкции.

По информации КРДВ, соглашение об осуществлении деятельности в ТОР может быть расторгнуто, в частности, в связи с существенным нарушением условий соглашения резидентом.

Во-первых, это неосуществление резидентом деятельности, предусмотренной соглашением, в течение двадцати четырех месяцев с даты подписания. Во-вторых, непредставление в срок, установленный соглашением, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения управляющей компанией экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если представление таких документов предусмотрено соглашением. В-третьих, неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением. В-четвертых, — наличие филиала или представительства за пределами ТОР.

А вот в случае расторжения соглашения с резидентом в связи с невыполнением проекта, предусмотрены штрафные санкции. "Возмещение затрат необходимо для исключения неэффективного расходования бюджетных средств, которые идут на предоставление налоговых льгот и иных преференций, а также на создание инженерной инфраструктуры", — отмечает КРДВ.

Как видим, наказывать "сладкого" инвестора за задержку проекта вроде бы и не за что. "Оснований для расторжения соглашения с компанией "ПЛК "Примкон" отсутствуют, план-график реализации проекта скорректирован" — отвечает КРДВ. Да и не стоит отыгрываться — все прекрасно понимают сложности текущего момента. Хочется верить, что сроки, озвученные на данный момент, будут соблюдены, а новое предприятие окажется высокотехнологичным.

Контейнерный завал

Российский контейнерный рынок на фоне оживления мировой экономики продолжает демонстрировать отличную динамику. На практике это даже приводит к заторам в портах Приморского края.

Мы видим, что много импортных грузов на Россию перешло из Санкт-Петербурга на Дальний Восток, что привело к затору в (портах — прим. ред.) "Восточном" и во Владивостоке. Наши коллеги на терминалах с огромным трудом решили этот вопрос, поэтому сейчас мы видим улучшение и во Владивостоке и, особенно, в "Восточном". Мы активно работаем вместе с нашими партнерами, но к сожалению эта ситуация будет длиться еще месяца 2-3 точно",

— сказал глава A.P. Moller-Maersk в регионе Восточная Европа Жолт Катона (цитата по "Интерфаксу").

По его словам, в настоящее время в мире каждое второе судно приходит с опозданием.

"Это началось из-за ковида, (. . .) потом была ситуация с Суэцким каналом, которая длилась только 5 дней, но это потом два-три месяца влияло на перевозки из-за задержек судов. А сейчас — ситуация, которая создалась в Яньтяне (частичное закрытие контейнерного терминала Яньтянь в порту Шэньчжэнь (Китай) из-за вспышки коронавирусной инфекции — прим. ред.). Она, кстати, сейчас уже решилась, но мы будем видеть, что это опять-таки на следующие один или два месяца будет влиять", — сказал Катона.

Maersk — судоходное подразделение датской A.P. Moeller-Maersk A/S, мирового лидера в контейнерных перевозках и в управлении портами. Группе принадлежит более 70 контейнерных терминалов по всему миру, флот состоит из 786 судов.

По данным Транспортной группы FESCO (базовая компания — ПАО "Дальневосточное мосркое пароходство", ДВМП) контейнерный рынок РФ по итогам мая 2021 года добавил 23% по сравнению с маем 2020 года, до 578 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера), драйвером стал рост импортных перевозок через Дальний Восток.

"Экспортные перевозки выросли на 9%. Основной прирост обеспечили отправки пиломатериалов через пограничный переход Гродеково на границе России c Китаем. Импортные перевозки выросли на 19% — прирост по всем направлениям, при этом отгрузки через порты Дальнего Востока увеличились на рекордные 75%. (. . .) На направлении Азия-Европа зафиксирован новый рекорд по объему отправлений за месяц — 44,5 тысяч TEU", — пояснили в FESCO.

Приморью не отвертеться от подъёма затонувших судов

Правительство РФ намерено осенью внести на рассмотрение в Госдуму законопроект, который обяжет судовладельцев поднимать затонувшие суда за счет собственных средств.

В правительство уже внесен законопроект, который обязывает собственника судна нести полную ответственность за свое имущество, правильно утилизировать корабли. Например, в Приморском крае более 26 затопленных судов имеют конкретных собственников. Они сами должны поднимать корабли, а не перекладывать финансовое бремя на плечи налогоплательщиков. Планируем, что закон будет внесен в Госдуму осенью этого года",

— заявила вице-премьер Виктория Абрамченко в ходе совещания с профильными министерствами и главами регионов Дальнего Востока.

2513152.jpgПутин: Будем стремиться к стабилизации цен на строительном рынке

В России уже запущен процесс уборки водных объектов морских акваторий и ликвидация накопленного экологического вреда на суше, на эти цели по поручению президента РФ будет направлено 20 млрд рублей.

Регионы и профильные ведомства должны определить перечень таких "горячих точек", которые требуют вмешательства в самое ближайшее время.

Абрамченко отметила, что хорошие темпы в реализации плана "генеральной уборки" сейчас в Магаданской и Сахалинской областях, а также на Камчатке. Так, например, проведена полная инвентаризация кораблей в бухте Нагаева Магаданской области, началась утилизация четырех кораблей, работы планируется завершить в сентябре 2021 года. В Авачинской бухте Камчатского края инвентаризированы 84 судна, начались работы по демонтажу и ликвидации бесхозяйных судов.

Согласно поручению вице-премьера, администрации регионов вместе с Минтрансом, Минприроды и Минфином должны создать единую базу затопленных судов, которая будет содержать характеристики объектов, собственников и план утилизации объектов. Такой реестр, уточнила вице-премьер, "должен вестись без сложных бюрократических процедур в упрощенном виде".

Профильным ведомствам поручено создать единую базу наиболее эффективных решений по утилизации судов, что позволит оптимизировать расходы бюджета и распространить лучший опыт на разные территории.

Хабаровский край замахнулся на водородный заводик

Хабаровский край след за Сахалинской областью планирует найти инвесторов для запуска производства водорода с расчётом на экспортные поставки в Азию. Для этого регион вытянул "на свет" старый проект приливной электростанции.

Мы сейчас находимся в процессе технико-экономического обоснования будущей Тугурской приливной электростанции. Это старый заброшенный проект, который с приходом новой стратегии в мировой энергетике, основанной в том числе и на водороде, получает новое дыхание",

— заявил врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев на прошлой неделе.

Инвесторов проектов Дегтярев, как и следовало ожидать, не назвал, отметив, что регион пока самостоятельно проектирует электростанцию. Мощность будущей приливной станции оценивается в 8 ГВт.

"К 2030 году, мы видим, что четверть мирового потребления водорода или половину российского будем давать в Хабаровском крае", — супероптимистично заявил Дегтярев.

"РусГидро" в своё время рассматривала возможность строительства ряда приливных электростанций (ПЭС), включая Тугурскую в одноименном заливе Охотского моря. При их создании планировалось применять технологии и конструкции, отработанные на Кислогубской ПЭС — единственной приливной электростанции в России, которая была построена в 1968 году на берегу Баренцева моря.

Водород — идеальный источник энергии и экологически приемлемое топливо. Теплота его сгорания (1,17 ГДж/кг) почти в три раза выше, чем у нефти, и в четыре раза больше, чем у каменного угля или природного газа.

На Сахалине "Росатом" собирается запустить проект по производству "голубого водорода". "Голубой водород" — это водород, полученный путем паровой конверсии метана, но при условии улавливания и хранения углерода, что дает примерно двукратное сокращение выбросов углерода.

"Зеленый" водород получают электролизом воды (разложения вещества на составные части под воздействием тока). Если электричество для этого процесса вырабатывают из возобновляемых источников (как в случае с приливной электростанцией), такое производство считается безвредным для природы.

Угольщики едва не обобрали порт Абрамовича и Ко

АО "Находкинский морской торговый порт" (крупнейшая стивидорная компания в порту Находка) удалось отсудить у АО "Сибуглемет" (торговая структура одноименного угольного холдинга) 340 млн рублей.

2508819.jpgУголь из Приморья вновь пойдет через Северную Корею

"Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком не исполнены обязательства по отгрузке в адрес порта согласованных объемов груза", — говорится в материалах Арбитражного суда Кемеровской области, где проходил процесс.

Изначально требования находкинского стивидора составляли 86 млн рублей — штраф был рассчитан исходя из невыполнения обязательств в январе-феврале 2020 года. Затем истец обратился в суд с ходатайством об увеличении размера исковых требований до 340 млн рублей в связи с увеличением периодов, за которые начислены штрафные санкции.

"Находкинский морской торговый порт", в основном переваливающий на экспорт уголь и металлопрокат, по итогам 2020 года получил рекордную выручку в 10,642 млрд рублей. При этом чистая прибыль компании по РСБУ сократилась на 18,4%, до 5,388 млрд рублей. По данным отчета АО, конечными бенефициарами являются Роман Абрамович и его партнер Александр Абрамов, в 2017 году выкупившие "Находкинский морской торговый порт" у Evraz.

"Сибуглемет" зарегистрирован в Москве, его добывающие активы расположены в Кемеровской области. В холдинг входят разрезы "Междуречье" и УК "Южная", шахты "Антоновская" и "Большевик", обогатительные фабрики "Междуреченская" и "Антоновская" суммарной мощностью переработки 12 млн тонн угля. Владельцем группы является ВЭБ, большая часть активов принадлежит ему напрямую, остальные находятся в залоге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *