Бизнес-обзор: Большой Камень становится вотчиной «Роснефти», Китай ждёт ещё больше угля

Предыстория:
Бизнес-обзор: Потанин высадился на острове Русском, порты придавило «северным завозом» «Роснефть», не без основания считающаяся главным интересантом развития территории опережающего разв.. … Подробнее >Бизнес-обзор: Большой Камень становится вотчиной «Роснефти», Китай ждёт ещё больше угля

Предыстория:
Бизнес-обзор: Потанин высадился на острове Русском, порты придавило "северным завозом"

"Роснефть", не без основания считающаяся главным интересантом развития территории опережающего развития "Большой Камень", продолжает анонсировать новые проекты в формирующемся бизнес-анклаве Приморья. На этот раз речь идёт о заходе в создаваемый промышленный парк c его дополнительными льготами. Угольные порты Приморья могут не беспокоиться за свою доходную часть — некоторое снижение цен на "черное золото" в Китае оказалось не более чем сиюминутным отступлением. Эксперты Международного энергетического агентства прогнозируют, что в ближайшие годы потребление угля вырастет даже по сравнению с рекордными показателями 2018 года. На этом фоне главным камнем преткновения для роста поставок становятся ограниченные возможности железной дороги на Дальнем Востоке. Крупнейший в России транспортно-логистический холдинг Группа "Дело" не теряет интереса к покупке доли в транспортной группе FESCO, владеющей Владивостокском морским торговым портом, но на данном этапе переговоры не ведутся. Не исключено, что в перспективе две крупнейших транспортных группы страны образуют мощный альянс, который будет "делать погоду" на мировом контейнерном рынке. Тем временем стало известно, что мастер-план "Большого Владивостока" с учётом создания нового города Спутник, будет презентован на Восточном экономическом форуме в 2022 году. При этом реализацию масштабного проекта не отдадут "в одни руки".

ТОР "Большой Камень" стало тесно в нынешних границах

На прошлой неделе стало известно, что границы ТОР "Большой Камень" в Приморском крае планируется расширить под проекты нынешних резидентов — ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" (ССК, создается консорциумом во главе с НК "Роснефть") и АО Дальневосточный завод "Звезда", на базе которого изначально создавалась верфь "Звезда".

С подачи Минвостокразвития в ТОР планируется включить акваторию бухты Большой Камень под реализацию проектов создания судостроительной верфи (ССК "Звезда") и создания судоремонтного завода для Тихоокеанского флота (ТОФ) России на базе действующего судоремонтного производства ДВЗ "Звезда". Включение акватории бухты Большой Камень в границы ТОР позволит резидентам использовать механизм свободной таможенной зоны на акватории, а это уже сотни миллионов рублей экономии.

ССК "Звезда" создается на базе ДВЗ "Звезда" консорциумом АО "Роснефтегаз", ПАО "НК "Роснефть" и Газпромбанка. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает "Роснефть" с заказом порядка 30 судов. ДВЗ "Звезда" — ведущее предприятие по ремонту подводных лодок ТОФ.

"Бюджетный эффект от расширения границ ТОР "Большой Камень" для всех уровней бюджетов будет положительным, так как позволит резидентам ТОР ООО "ССК "Звезда" и АО "ДВЗ "Звезда" реализовать текущие проекты в полном объеме и в период 2021-2030 годов приведет к получению бюджетами дополнительных доходов в размере 262,408 млрд рублей. Указанные доходы не будут получены в случае отказа инвесторов от реализации инвестиционных проектов", — отмечается в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ о расширении границ ТОР "Большой Камень".

2764060.jpgВ Приморье готовятся к строительству металлургического завода в бухте Суходол

На новом производстве будут работать порядка 1,5 тысяч человек

Тем временем ССК "Звезда" и корпорация "ТехноНиколь", уже имеющая производство в соседнем Хабаровском крае, подали заявки на реализацию проектов в промышленном парке "Большой Камень". Так, "Звезда" планирует разместить на территории промпарка два новых цеха — гальванического и горячего оцинкования — с объемом инвестиций минимум 7 млрд рублей. Оба цеха необходимы в качестве вспомогательных в судостроении.

"ТехноНиколь" планирует вложить 4 млрд рублей в проект производственного кластера строительных материалов для промышленного и гражданского строительства, коттеджного и малоэтажного домостроения, а также транспортно-дорожного строительства. Построить завод планируется в течение пяти лет

Корпорация "ТехноНиколь" создана в 1992 году, производит и поставляет кровельные, гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы. В составе компании 56 производственных площадок в семи странах.

Кроме того, ООО "Гиперион" планирует организовать в промпарке переработку золошлаковых и строительных отходов, для чего планирует арендовать земельный участок вблизи ТЭЦ.

По словам гендиректора АО "Корпорация развития Приморского края" (КРПК) Ольги Сун-жаю, интерес к работе в промпарке "Большой Камень" также проявляют АО "Конар" (Челябинск), выпускающее винторулевые колонки, и АО "Кислород", планирующее строительство завода по производству технического газа.

Промпарк "Большой Камень" будет представлять собой многопрофильную производственную площадку общей площадью более 170 га. Специализация парка — промышленно-производственное и логистическое направления в сфере судостроения, локализация смежных производств судостроительного комплекса. Возможна собственная отраслевая специфика.

Группа FESCO пока не продаётся

Глава группы "Дело" Сергей Шишкарев (состояние — $800 млн) в очередной раз заявил рынку, что "Дело" на данном этапе не ведет переговоров о покупке доли в транспортной группе FESCO (базовая компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство", ДВМП). При этом не исключено, что в перспективе две крупнейших транспортных группы страны образуют мощный альянс.

О FESCO я говорил всегда — и два, и три года назад. Это как раз та вишенка на торте, которая позволила бы нам решить все проблемы с морским транспортом. Это не только "Владивостокский морской торговый порт", крупнейший по перевалке контейнеров, но и прежде всего морские перевозки",

— сказал глава группы "Дело" Сергей Шишкарев в интервью РБК.

"У нас нет интенсивного диалога с нынешними совладельцами FESCO, но мы в контакте с ними, как и со всеми ведущими участниками рынка. Не исключен вариант, что на каком-то следующем этапе развития по спирали состоится ситуация, когда активы (группы "Дело" и FESCO — прим. ред.) будут объединены. Но на данный момент мы не ведем переговоров. Это зависит от доброй воли акционеров и возможностей правильно дать оценку активам. Если речь идет об объединении активов, должны быть применены одинаковые формы оценки, и обе стороны согласны с будущим компании, с распределением долей, с тем, кто будет управлять такой компанией. Но подобный альянс я не исключаю. Время покажет, какие сроки это займет. Конъюнктура рынка может подсказать нам и спровоцировать более интенсивный диалог", — сказал он.

2760701.jpegFESCO ждёт от руководства дальневосточных регионов реалистичные планы грузоперевозок

Минтранс РФ и порты Дальнего Востока принимают меры, чтобы кризис не повторился в 2022 году

Группа "Дело" управляет морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ. У Сергея Шишкарева, основателя холдинга, в нем 70%, еще 30% — у государственной корпорации "Росатом". Стивидорное направление бизнеса группы представлено холдингом "ДелоПортс" и Global Ports (крупнейший оператор контейнерных терминалов в РФ), транспортно-логистическое направление — мультимодальным транспортным оператором "Рускон" и ПАО "Трансконтейнер".

"Рыбацкий путь" оценили задорого

В Приморье не удалось с первой попытки найти нового владельца для Рыбопромышленной компании "Рыбацкий путь" (Владивосток), владеющей квотами (до 2033 года) на вылов трески, минтая, осьминога и кукумарии в подзоне Приморье. Аукцион по продаже 100% капитала компании, организатором которого выступило Дальневосточное отделение Российского аукционного дома (РАД), был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок.

Опрошенные ИА PrimaMedia участники рынка считают завышенной начальную цену лота в 380 млн рублей при выручке за 2020 год всего в 76 млн рублей.

"Перспектив у предприятия в его нынешнем формате не много, а создавать новое на его базе вряд ли кто-то захочет. Да и свободных денег на рынке сейчас нет. Как всегда, в последнее время среди возможных интересантов любого актива называется группа "Доброфлот", но не в этом случае", — сказал представитель одной из крупных рыбопромышленных компаний.

"РПК "Рыбацкий путь" зарегистрирована в 2000 году. По данным ЕГРЮЛ, бенефициаром компании является Наталья Бастракова. Основной имущественный комплекс "Рыбацкого пути" расположен в поселке Южно-Морской. В состав комплекса входит два земельных участка, общей площадью 0,7 гектаров и комплекс зданий общей площадью 650 кв. м. Также в собственности компании есть флот (в том числе рыболовная шхуна и МРСы) и различное производственное оборудование. В качестве дополнительного источника дохода "Рыбацкий путь" оказывает услуги по хранению замороженной продукции.

2761835.jpgВ Приморье снизили цену на центр "Подгородненский" сразу на 26 млн рублей

Но даже громадная скидка не помогла продать объект, главным активом которого являются земельные участки

Угля много не бывает

Международное энергетическое агентство (МЭА) в своём очередном отчете заявило, что в 2021 году объем электроэнергии, вырабатываемой из угля во всем мире, стремительно вырастет до нового годового рекорда, что потенциально может поставить мировой спрос на уголь до рекордно высокого уровня в следующем году. Восстановление вызвано быстрым экономическим восстановлением в этом году, которое привело к росту спроса на электроэнергию намного быстрее, чем это могут обеспечить поставки с низким содержанием углерода. Резкий рост цен на природный газ также увеличил спрос на угольную энергию, сделав ее более конкурентоспособной с точки зрения затрат.

Согласно прогнозу, общий спрос на уголь во всем мире, включая использование помимо производства электроэнергии, например, производство цемента и стали, по прогнозам, вырастет на 6% в 2021 году. Это увеличение не превысит рекордных уровней, достигнутых в 2013 и 2014 годах. Но, в зависимости от погодных условий. закономерности и экономический рост, общий спрос на уголь может достичь новых рекордных максимумов уже в 2022 году и оставаться на этом уровне в течение следующих двух лет, что подчеркивает необходимость быстрых и решительных политических действий.

В настоящее время на мировом рынке угля доминирует Азия, при этом на Китай и Индию приходится две трети общего спроса. Эти две экономики — зависящие от угля и с общим населением почти 3 миллиарда человек — являются ключом к будущему спросу на уголь.

В Китае, где происходит более половины мирового производства электроэнергии на угле, ожидается, что в 2021 году угольная энергетика вырастет на 9%, несмотря на замедление в конце года. В Индии прогнозируется рост на 12%. Это обновит рекордные максимумы в обеих странах, даже несмотря на то, что они уже развернули впечатляющие объемы солнечной и ветровой энергии.

Цены на уголь в последние два года стремительно росли. После падения до $50 за тонну во втором квартале 2020 года, они начали расти к концу года, когда сокращение предложения уравновешивало рынок, прежде чем восстановление экономической активности и спрос на уголь в Китае начал толкать цены вверх. В 2021 году цены выросли ещё больше из-за превышения спроса над предложением в Китае, который устанавливает мировые цены на уголь, а также из-за перебоев в поставках и роста цен на природный газ во всем мире. Цены на уголь достигли рекордного уровня в начале октября 2021 года, при этом импортный энергетический уголь в Европе, например, составил $298 за тонну. Быстрое политическое вмешательство китайского правительства с целью уравновесить рынок быстро повлияло на цены. По состоянию на середину декабря европейские цены снова были ниже $150.

Пока же с учетом восстановления промпроизводства МЭА ожидает, что мировой спрос на уголь в 2021 году вырастет на 6%, до 7,9 млрд тонн после снижения до 7,45 млрд тонн в 2020 году. По оценкам агентства, к 2024 году спрос выйдет на плато на уровне 8,03 млрд тонн,

От России МЭА ждет роста внутреннего производства угля на 50% и экспорта — с 226 млн тонн в 2021 году до 232 млн тонн в 2024 году и до 380 млн тонн к 2035 году за счет разработки Сырадасайского месторождения на Таймыре, строительства новых терминалов в порту Диксон и под Мурманском и наращивания пропускной способности основных железнодорожных путей (БАМ и Транссиб) к этому сроку на 55 млн тонн, до 180 млн тонн в год.

Мастер-план "Большого Владивостока" хотят представить на ближайшем ВЭФе

Мастер-план "Большого Владивостока" с учётом создания нового города Спутник, планируется представить на Восточном экономическом форуме в 2022 году. При этом масштабный проект пока не имеет конкретного интересанта.

Соглашение о создании нового города недалеко от Владивостока было подписано на ВЭФ-2021 между министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, правительством Приморского края, "ВЭБ.РФ" и ООО "ПроГород".

В начале декабря правительство Приморья сообщило, что в настоящее время в окрестностях Владивостока под реализацию проекта рассматриваются три площадки — земельные участки "Спутник" и "Байкал" в Надеждинском муниципальном районе, а также перспективная площадка "Щитовая" в бухте Горностай.

Руководитель блока по управлению проектами в сфере недвижимости и работе с активами корпорации "ВЭБ.РФ", председатель правления мастер-девелопера проекта ООО "ПроГород" Александр Тарабрин в интервью РИА "Недвижимость" отметил, что при разработке мастер-плана появятся большие территории, требующие комплексного развития. В частности, площадь одной из обсуждаемых сейчас территорий составляет более 1,3 тысячи гектаров.

В тоже время говорить о выборе конкретных строительных компаний, которые будут участвовать в проекте, пока рано, однако, скорее всего, речь будет идти не об одном, а о нескольких девелоперах.

"Сегодня происходит обсуждение с правительством региона, министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и всеми заинтересованными институтами развития концепции освоения этих территорий. Уверен, что работа пойдет примерно по пути застройки территории ЗиЛа в Москве, то есть сначала будет подготовлен мастер-план, а потом будут подбираться компании, которые смогут взяться за реализацию той или иной его части", — сказал Александр Тарабрин.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Бизнес-обзор: Потанин высадился на острове Русском, порты придавило "северным завозом"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *