Алёна Даценко: У жителей и гостей региона растет интерес к Приморской картинной галерее

Директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко рассказала ИА PrimaMedia о Днях Эрмитажа (0+) и о сотрудничестве с ведущими музеями России и мира, а также поделилась планами на будущее – в том чис.. … Подробнее >Алёна Даценко: У жителей и гостей региона растет интерес к Приморской картинной галерее

Директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко рассказала ИА PrimaMedia о Днях Эрмитажа (0+) и о сотрудничестве с ведущими музеями России и мира, а также поделилась планами на будущее – в том числе, упомянула о большой выставке "Государи и государыни", посвящённой 300-летию царской империи (0+), которую галерея представит в конце ноября.

– Алёна Алексеевна, давайте начнём с самого большого культурного события за последнее время, с Дней Эрмитажа. Чем они в этом году интересны и куда вы рекомендуете сходить жителям и гостям Владивостока?

– Подготовка к новым Дням Эрмитажа начинается у нас уже в ноябре. Тогда же мы встречаемся с Михаилом Борисовичем (Пиотровским, директор Государственного Эрмитажа – прим.ред.) на Санкт-Петербургском культурном форуме, где обсуждаем планы на будущий год и подводим итоги состоявшихся дней. Так что подготовка серьёзная, а потому и программа получается насыщенной. У нас целая неделя, в общем-то, посвящена Дням Эрмитажа: они заканчивают свою работу в это воскресенье.

Открывали неделю мастер-классы по реставрации, которые проводились уже в пятый раз. В этом году к нам присоединились коллеги не только из художественных, но и из краеведческих музеев, потому что проблемы сохранения бумаги актуальны для всех. Нас посетили специалисты из Томска, из Южно-Сахалинска, Иркутска, Хабаровска, три реставратора-профессионала приехали из Эрмитажа. И это, конечно, очень важно, потому что они общаются и обмениваются опытом. Эта программа нам не так видима, потому что проходит в реставрационной мастерской.

Но другие события открыты для наших зрителей, их можно свободно посетить. Последнюю неделю работает замечательная выставка "Шкатулка Матроны. Драгоценности римской эпохи из собрания Государственного Эрмитажа" (0+), её мы привезли ко дню рождения галереи, 29 июня. Из Парижа к нам прилетел замечательный фотограф государственного Эрмитажа Юрий Молодковец – мы открывали дни Эрмитажа в пространстве зала, где представлена его выставка "Уединение: Эрмитаж ночью" (0+). Он прочтёт три лекции о современной фотографии.

– А что это за часть программы — VR-экскурсии (12+)?

– В этом году у нас представлены все, что есть в программе "Эрмитаж VR". Это и замечательный фильм с Константином Хабенским "Погружение в Историю" (12+), это также "Зал Юпитера", где представлена античная скульптура, и впервые "Галерея истории древней живописи". Галерея истории древней живописи – один из красивейших интерьеров Нового Эрмитажа, она напоминает о традициях античного искусства, его истории и произведениях. Вмонтированные в стены картины на сюжеты, взятые из литературных источников и мифов, были исполнены немецким художником. Сейчас в зале выставляются работы крупнейших скульпторов конца XVIII-XIX веков. Всё это недавно было оцифровано, проект позволяет рассмотреть в деталях более 60 точных 3D-копий эрмитажных экспонатов. Технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют не только побывать внутри виртуальной модели, но и как будто бы пройтись по залу, приблизиться к произведениям искусства, осмотреть их со всех сторон, а также прослушать информацию о картине или скульптуре.

Мне кажется, самое главное, что мы сделали в этом году, и я по праву этим горжусь, – это инклюзивная программа "Прошлое на кончиках пальцев" (10+). Она рассчитана на слепых и слабовидящих детей, в Эрмитаже она проходит в течение 3 лет, а мы попытались уместить максимальное количество занятий в одну неделю.

– Искусству каменного века, кажется.

– Да-да, искусству каменного века. Я там тоже была, потому что мне было интересно посмотреть, как работают коллеги. Я видела отзывчивость, видела увлеченные, радостные лица ребят, которые открывали это для себя. Огромное спасибо коллегам, которые привезли с собой материалы, развалы сосудов. Они сами бывшие археологи, а потому прекрасно понимают и знают этот материал и, главное, грамотно и интересно его подают. Было так трогательно, когда дети уходили и обнимали преподавателей.

Инклюзивная программа с незрячими и слабовидящими людьми в Приморской государственной картинной галерее работает с начала 2018 года, это занятия на выставках в галерее, встречи в Приморской краевой библиотеке для слепых. Сейчас мы начинаем работу с глухими людьми, для нас это новая инклюзивная программа. Буквально недавно вернулась наша коллега, которая выиграла участие в тренинге "Расширяя границы общения: русский жестовый язык и работа с глухими и слабослышащими в музее" от Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России), который состоялся 18-21 сентября 2019 года в Музее русского импрессионизма (Москва). Я надеюсь, что полученные ею знания будут применяться в новой инклюзивной программе с глухими людьми. И дальше в этом направлении нас ждёт следующий этап: в начале октября приедут специалисты Государственного Русского музея с программой "Инклюзивный музей", которая будет посвящена работе с посетителями с ментальными нарушениями. Таким образом, мы охватываем разные направления инклюзивных программ в музее. Я думаю, что это очень хорошее, правильное решение.

А закончатся Дни Эрмитажа очень красивым проектом, который второй раз у нас состоится на базе галереи – мы будем все читать Гомера (12+), бессмертный памятник античной литературы, который имеет много общего с нашим городом, так как вся наша топонимика с ним связана: Улисс, Патрокл… Все желающие могут присоединяться, каждый получит отрывок, выберет для себя. Чтение пройдёт в воскресенье, 29 сентября.

– Да, событий действительно много, каждое из них совершенно удивительное, отдельное спасибо за инклюзивную программу. Хочу поинтересоваться: насколько необходимо здание "Эрмитаж – Владивосток", о котором говорил замдиректора Эрмитажа Богданов на открытии. Почему нельзя приспособить под это один-два зала Приморской картинной галереи?

– Под "Эрмитаж – Владивосток" в 2014 году нам было передано в оперативное управление здание на Светланской, 38/40, где на первом этаже сохранились подлинные интерьеры. Предполагалось, что первый этаж будет приспособлен специально под выставки государственного Эрмитажа, которые будут меняться раз в полгода. Остальные помещения здания предполагалось использовать под нужды галереи. Мы планировали, что это будут выставки и постоянная экспозиция приморского искусства из коллекции галереи, фондохранилище, дополнительные пространства для детского музейного центра и библиотеки по искусству. Сегодня галерея – единственный художественный музей Приморского края, который делает выставочные проекты с ведущими музеями не только России, но и мира. Изначально речь шла о создании спутника Эрмитажа во Владивостоке на базе Приморской государственной картинной галереи Эрмитаж, позже появилось пожелание открыть во Владивостоке представительства Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея Востока. Соответственно, поменялась концепция их представления здесь, возникла идея объединить представительства всех музеев, в том числе и Эрмитажа, в одном здании, которое должно быть специально для этого построено. С одной стороны, прекрасно, что к нам сюда зайдут представительства крупнейших и всем известных музеев нашей страны, но как они будут все представлены в одном пространстве – этот вопрос пока прорабатывается. Примера такого музейного комплекса, где соединялись бы несколько представительств ведущих музеев страны, в мире нет. Здесь приходится все делать с нуля, поэтому посмотрим, как все это будет.

– Будем первооткрывателями.

– Будем первооткрывателями. Планируемое к строительству здание будет соответствовать всем требованиям. Мы растем, развиваемся, у нас пополняется коллекция, поэтому остро стоит необходимость в новых выставочных площадках для Приморской государственной картинной галереи. Планировалось, что в здании музейно-выставочного комплекса будет зал галереи и фондохранилище. Чтобы разместить фотовыставку Юрия Молодковца, нам пришлось снять выставку "Итальянская коллекция" (из собрания Приморской картинной галереи), которую мы открыли специально к программе с нашими итальянскими партнерами "Боттичелли. Мастер универсального искусства". С дополнительным пространством мы могли бы показывать куда больше работ наших приморских художников. Коллеги приезжают и спрашивают: "Где можно увидеть приморское искусство?" В фондах, вот где. А могли бы представить постоянную экспозицию, рассказывающую о развитии и традициях приморского искусства с начала ХХ века до сегодняшнего дня. И, конечно, это бы изменило наше представление о приморском искусстве, жители города и гости узнали бы и открыли для себя много замечательных имен приморских графиков, живописцев, скульпторов. А ведь произведения некоторых из них находятся в собрании Третьяковской галереи.

– До конца года осталось всего три месяца. На какие события стоило бы обратить внимание в Приморской картинной галерее?

– Я считаю событием года, без хвастовства, выставку Сандро Боттичелли (0+). Этот проект мы готовили почти 2 года. Для регионального музея сделать проект с одним из ведущих музеев Флоренции, с галереей Уффици, мне кажется, очень дорого стоит, и мы по праву этим гордимся. Даже коллеги с государственного Эрмитажа говорят: "Вы такие молодцы, вы такой проект сделали, это потрясающе!" Погостив у нас, 16 ноября "Мадонна делла Лоджиа" Сандро Боттичелли будет представлена на выставке в Государственном Эрмитаже, что тоже символично в свете наших межмузейных отношений с одним из ведущих музеев мира.

Ещё один проект над которым мы работаем – выставка "Государи и государыни. Венценосные покровители искусств", к 300-летию Российской Империи (0+), празднование будет отмечаться в 2021 году, а мы готовим выставку в преддверии трехвекового юбилея. Этот проект будет осуществлен при поддержке администрации Приморского края, которая выделила нам средства на реализацию этой выставки. В масштабной экспозиции будут представлены произведения из коллекций Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Государственного исторического музея (Москва), Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева.

Наша задача – показать, как династия Романовых повлияла на развитие искусства в России. Например, время Петра I, это появление западноевропейской, светской живописи. Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца И.-Э. Гоцковского, тем самым положив начало формированию одного из крупнейших музе мира. Будет и портрет императора Николая II, который в 1895 году издал именной высочайший указ "Об учреждении особого установления под названием "Русский музей императора Александра III". Какие стили и направления в искусстве были ведущими в эпоху правления того или иного государя, какие художники снискали славу своего времени. В экспозиции будут представлены живопись, архитектурная графика, макеты. Макеты предоставили на выставку наши коллеги из научно-исследовательского музея Российской академии художеств, одного из старейших художественных музеев России. Можно будет увидеть макет Александринского театра, Александринского столпа, Михайловского замка, который строился как резиденция Павла I, который сам принимал участие в проектировании. Однако пребывание здесь императора оказалось недолгим – в ночь на 12 марта 1801 г. в парадной спальне дворца Павел был убит заговорщиками. Эти модели были созданы в XVIII— XIX веках.

Эта выставка планируется на конец ноября, мы всех приглашаем, программа будет очень обширная, охватывающая и историю дома Романовых, и искусство и архитектуру разных эпох. Сейчас мы работаем с нашими партнерами, и там будут очень интересные сюрпризы, которые мы надеемся воплотить. Например, с одним из известных ресторанов города мы бы хотели приготовить ужины по рецептам, существовавшим в эпоху правления того или иного императора. Традиционно будет и лекционная программа, и музыкальная. Это такой глобальный проект, который зайдет на несколько месяцев и будет работать в каникулы, когда пройдут традиционные Рождественские балы для детей.

– Если уж мы заранее подводим итоги года, то как вам кажется: интерес людей к галерее возрос в последнее время?

– Да, мы это видим, и не только по сухой статистике, которую мы ведем. Есть проекты более популярные, есть менее, это совершенно нормальная практика. Общее число посетителей у нас за три года выросло. Нас посещают иностранные туристы. Особенно много посетителей из Южной Кореи. Им это очень интересно, так как в их стране мало такого традиционного искусства. Нам многие иностранцы оставляют очень приятные отзывы. Один японец написал, что не ожидал увидеть во Владивостоке Боттичелли, шедевр итальянского искусства. После успешного претворения проекта с галерей Уффици, кстати, мы ведем переговоры с испанскими коллегами. Будет или не будет что-то – пока сложно сказать, но начало положено. В планах еще представить венецианскую живопись из коллекции одного из крупнейших зарубежных банков. Я надеюсь, что зритель оценит наши усилия и почувствует себя не оторванным от европейского искусства, потому что не у многих есть возможность поехать в Москву или Петербург, когда там проходят крупные выставочные проекты.

– Оказывается ли какая-то краевая поддержка вашему учреждению?

– Я хочу поблагодарить за ту поддержку, которая нам оказывается уже несколько лет подряд. Краевая администрация выделяла средства на такие большие проекты, как выставка Айвазовского, Брюллова, Левитана, а вскоре появятся "Государи и государыни". Все эти проекты были осуществлены при поддержке администрации Приморского края. И мы видим большой отклик от публики: многие не верили, что это действительно подлинные произведения из ведущих музеев нашей страны, и их можно увидеть здесь, на выставках во Владивостоке. Огромное спасибо, что наши проекты были поддержаны. И мы надеемся, что будет оказана поддержка нашего другого амбициозного проекта – выставки Ильи Репина. У нас уже есть договоренности с коллегами по этому проекту на 2020 год. Спасибо также за поддержку дней Эрмитажа, которые проходят четвертый год подряд, и третий раз при поддержке администрации Приморского края. Мы надеемся, что это будет продолжаться. Также надеемся, что будет решаться вопрос по ремонту здания на Светланской, 38/40, его приспособления под современное музейное пространство. Напомню, что Приморской государственной картинной галерее очень необходимы дополнительные площади.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Увидеть музей ночью и прогуляться с Хабенским: "Дни Эрмитажа" начались во Владивостоке

Событие века для музея Приморья: шедевр Боттичелли впервые привезли в Россию

Дни Эрмитажа пройдут во Владивостоке с 23 по 29 сентября

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *